Кубанские Новости
Общество

ЭВЕРЕСТ 1996: РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРАВДЫ. Сергей ШОЛОХОВ о новом блокбастере

Неутомимый жанр фильмов-катастроф обогатился новым блокбастером — фильмом режиссера Балтасара Кормакура «Эверест&raq

Досье «КН»

Сергей Леонидович Шолохов – известный кинокритик, автор и ведущий телепрограммы Первого канала «Тихий дом», кандидат искусствоведения и академик Киноакадемии «Ника». Член жюри многочисленных кинофестивалей, автор и продюсер 10 документальных фильмов. Стал популярен в конце 1980-х как один из авторов и ведущих публицистической программы «Пятое колесо». В 1991 году выпускает собственную программу «Тихий дом», первый выпуск которой вошел в историю как «Ленин – гриб». В передаче Сергей Шолохов и его гость музыкант Сергей Курехин, оперируя выдержками из различных исторических документов, а также другими «доказательствами» (например, сравнением корневой системы гриба и контура броневика, с которого выступал Ленин), обосновывал вывод, что Ленин путем чрезмерного потребления грибов, в том числе галлюциногенных, сам стал грибом.

Передача вызвала широкий общественный резонанс, множество телезрителей восприняли сказанное всерьез. Это продемонстрировало, какой высокий уровень доверия у советских граждан был к информации, предоставляемой СМИ. Программа неоднократно цитировалась на разных каналах в течение трех десятилетий, а в 1996 году видеокассеты с ее отредактированной записью изданы отдельным тиражом. С 1992 года программа «Тихий дом» выходит на канале «Россия», а с 1998 года – на Первом канале.

Что бывает, когда человек бросает вызов горе?

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Рад сообщить вам, что неутомимый жанр фильмов-катастроф обогатился новым блокбастером — фильмом режиссера Балтасара Кормакура «Эверест», которым открывался в этом году самый пижонский кинофестиваль мира — Венецианский. И в самом деле, жанр в этом фильме поднят на высоту настоящего искусства, где восхищение от зрелища переплетается с чувством сопереживания героям, у которых в данном случае были свои прототипы. В фильме рассказывается доподлинная история об экспедиции на высочайшую вершину мира, которую совершили в 1996 году группы альпинистов-любителей, когда альпинизм уже был поставлен на коммерческий поток. Они покупали туры за приличные деньги (от 60 до 90 тыс. долларов) и под руководством гидов-профессионалов проходили путь между нижней стоянкой и верхним привалом, любуясь сногсшибательными (в прямом смысле этого слова) видами, проходя над хрустальными ледяными пропастями по хрупким переброшенным лесенкам, в любой момент подвергаясь опасности быть сбитыми снежными лавинами.

А впереди — бросок на вершину, который выдерживает не каждый. Ведь там непрофессионалам без кислородного баллона никак. Но двух баллонов (больше не унести) многим не хватает, и обратно с вершины спуск становится тревожным из-за нехватки воздуха. А в фильме «Эверест» все это сконцентрировано в одном сюжете, который реконструирует реально случившуюся беспрецедентную по масштабу бурю, пришедшую раньше, чем прогнозировали синоптики. В нее и попадают герои фильма на спуске с вершины. Буря снята очень эффектно, да и беспилотная камера нарезает такие сказочные круги вокруг Эвереста, что глаз не отвести. Но мы, зрители, уже подружились с героями, и поэтому их судьба нас волнует не меньше, чем красота ландшафта. На верхнюю стоянку вернутся не все. Кто-то замерзнет, кто-то тронется умом и сиганет в пропасть, кто-то задохнется от недостатка кислорода. Кстати, гидом в одной из групп был русский профессиональный альпинист Анатолий Букреев, который в полном хаосе и кромешной тьме отправился спасать потерявшихся и замерзающих участников экспедиции и привел на стоянку трех человек. В фильме, кстати, его роль исполняет исландский актер Ингвар Эггерт Сигюрдссон, известный по фильмам «Беовульф и Грендель», «К-19». Но он, проявляя героизм, не станет главным героем картины. В центре окажется дерзкий вызов человека Эвересту, желание вырваться из обывательского благополучного существования на космический простор. Фильм рисует портреты разных героев, но их всех объединяет одно — желание почувствовать себя победителями. А за это иногда приходится расплачиваться жизнями. Фильм словно одушевляет знаменитую гору, которой человек бросает вызов. Она может этот вызов не заметить, как слон не замечает комара. А если гора проголодалась или в плохом настроении? Недаром альпинисты-профессионалы совершают жертвоприношения местным богам.

Сергей Шолохов — Чем вас привлек этот сюжет?

Балтасар Кормакур («Два ствола», «Контрабанда», «101 Рейкьявик») — Понимаете, снимать Эверест — это потрясающая возможность сделать что-то свое, личное, в величайшем месте мира!

С.Ш. — Вы согласны с тем, что в состязании человека и горы гора всегда выигрывает?

Б.К.— Да, я думаю, это так. Я думаю, что гора сильнее любого человека. В конце концов выигрывает гора. Человек забирается на гору и спускается с нее, но гора остается неподвижной. Если же у горы поменяется настроение и она придет в движение, то у вас очень мало шансов.

Одного из организаторов экспедиции на Эверест играет актер Джейсон Кларк, звезда, снимавшийся в фильмах «Терминатор: Генезис», «Великий Гэтсби», «Самый пьяный округ в мире», «Джонни Д.», «Цель номер один». Одна из самых эмоциональных сцен в фильме – это сцена его медленной гибели, он замерзает у нас на глазах. А его жена, которую играет Кира Найтли (2 номинации на премию «Оскар», «Игра в имитацию», «Анна Каренина», «Искупление», «Пираты Карибского моря»), сидит в уютной квартире в Америке и говорит ему слова любви по телефону. Он отвечает ей по рации, но говорить ему все труднее, она плачет, он шепчет слова вечной любви. Глаза связистки наполняются слезами — героиня Киры Найтли превращается из жены альпиниста во вдову альпиниста.

С.Ш. — Вашему герою было не страшно так рисковать?

Джейсон Кларк — Наши герои Скот Фишер и Роб Хол (его роль исполняет Джейк Джилленхол. — С.Ш.) были лучшими альпинистами, которые покоряли гору в это время и в этом месте. И, конечно, никто не собирался умирать, и наши герои в том числе. Но надо понимать, что смерть всегда где-то рядом, когда ты идешь в гору, но ты, конечно, не ожидаешь, что будешь в последний раз говорить по рации с женой и в последний раз признаваться ей, на сей раз в прямом смысле, в вечной любви.

Джейк Джилленхол (номинация на премию «Оскар», «Принц Персии: Пески времени», «Зодиак», «Горбатая гора», «Донни Дарко») — Я думаю, мой герой был из один из тех, кто хотел только наслаждаться жизнью и также давать возможность радостного опыта людям, которые доверились ему. Одна из забот организатора группы — это большая подготовка и забота о мелочах. Мой герой это сделал и был вообще очень жизнерадостным парнем. Но судьбу не проведешь…

Вообще, Кормакур собрал для своего «Эвереста» целую коллекцию звезд первой величины. Тут и Джош Бролин (номинация на премию «Оскар», «Охотники на гангстеров», «Старикам тут не место», «Железная хватка», «Гангстер», «Люди в черном-3»), и Джон Хоукс (номинация на премию «Оскар», «Зимняя кость», «Линкольн», «Гангстер», «От заката до рассвета»), и Робин Райт (премия «Золотой глобус», «Форрест Гамп», «Частная жизнь Пиппы Ли»), и Сэм Уортингтон («Аватар», «Терминатор: Да придет спаситель», «Битва титанов»), и Эмили Уотсон (2 номинации на премию «Оскар», «Анна Каренина», «Рассекая волны», «Защита Лужина»). Эмили Уотсон сыграла как раз ту связистку коммерческой фирмы, которая соединила умирающего Джейсона Кларка с его женой Кирой Найтли. Она водит мембраны своих приемно-передаточных устройств так, чтобы герои слышали друг друга, мы видим их и «перебивками» ее, и глаза ее наполняются слезами, потому что она становится свидетелем того, как Кира Найтли из жены превращается во вдову.

С.Ш. — Чем вас привлек этот проект?

Эмили Уотсон — Это такая изумительная история, и участвуют потрясающие актеры, которые были уже привлечены, когда появилась я, что у меня не было выбора, я сразу решила, что это потрясающее предложение.

С.Ш. — С моей точки зрения, наиболее эмоционально пронзительный эпизод в фильме, когда ваша героиня-диспетчер обеспечивает спутниковую связь между героем Джейсона Кларка, который замерзает на Эвересте, и его женой Кирой Найтли. Это художественное воображение режиссера или это основано на реальных фактах?

Э.У.— Есть запись на кассете. Мой прототип записывала все разговоры на пленку. И в фильме воспроизведен диалог между героями в точности такой, какой был в реальности.

С.Ш. Ваша героиня работает в коммерческой компании, которая продает альпинистские туры на Эверест. Я хотел бы задать вопрос о моральном аспекте этого бизнеса, потому что, как я понял из фильма, они продают эти туры людям, клиентам, у которых просто недостаточно здоровья, чтобы выжить в экстремальных ситуациях?

Э.У. — Да, это большая проблема — всеобщая коммерциализация Эвереста. И это, конечно, один из сюжетов фильма. Я думаю, что группа «Консультант событий», где работает моя героиня, была пионером по организации туров с гидами на вершину Эвереста. В 1996 году целых 20 групп пытались подняться на вершину, и это было безобразие, потому что когда вы попадаете в очередь на горе, а становится все холоднее, не хватает кислорода, то все может закончиться фатально.

В Венеции фильм был принят на ура и публикой, и прессой. Красная дорожка, по которой шли звезды «Эвереста» на мировую премьеру в фестивальный дворец, собрала рекордное количество поклонников. Места занимали с утра. Такое случится еще раз на премьере «Черной мессы» с Джонни Деппом. Мы пообщаемся с авторами-создателями этого фильма, где Джонни Депп, к которому мы привыкли в романтических или комических ролях, кардинально меняет свое амплуа и создает образ настоящего дьявола, когда фильм «заглянет» в Россию. А сейчас время «Эвереста», который совместил удовольствие от потрясающего (в прямом смысле слова) зрелища с щекотанием наших душевных фибр (как говорили во времена Державина), и точно не заставит жалеть о времени, проведенном в кино.

А сейчас я, Сергей Шолохов, прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

P.S. Фильм "Эверест" можно посмотреть во всех кинотеатрах края до 21 октября.