Кубанские Новости
Общество

На телеге - за тайнами Гирея

Гирей: уникальная судьба поселка с богатой историей.

Мы продолжаем экспедицию вдоль реки Кубань. К 25-летнему юбилею «Кубанских новостей» хочется рассказать самое интересное о судьбе станиц и поселков, разбросанных по ее берегам. Новая остановка – Гулькевичский район.

Условия ПОЕЗДКИ:

Транспорт – телега

Время – понедельник, но не тяжелый день, а теплый и солнечный, полный интересных знакомств и открытий

Сегодня в поселке Гирей живут примерно семь тысяч человек. Зеленый, уютный - обычный, каких много на Кубани. Но оказалось, что 150 лет своей жизни он провел бурно и интересно, и много тайн хранят его дома и улицы.

Со скоростью «Запорожца»

Собираясь в командировку, мы спросили у местного депутата и краеведа по собственной воле Сергея Салтыкова, который согласился стать нашим гидом, есть ли у них в поселке телега. Ведь, следуя принятым на себя обязательствам, я должна была как раз на этой уходящей «натуре» проехать по улицам села. Сергей Тимофеевич задумался на несколько минут, а потом сказал – будет. Но с транспортом случился небольшой казус – когда «экипаж» в полной боевой готовности во главе с Василием Минаевичем Сафроновым, единственным владельцем лошади в деревне, подкатил к местной администрации, какой-то недобрый гражданин сказал, что никто его тут не ждет. И дядя Вася в сердцах отправился домой. Мы готовы были просить прощения за этого нехорошего человека, но дядю Васю уговаривать не пришлось. Он по новой вытащил за оглобли телегу, позвал лошадь Ласточку, и мое путешествие по Гирею в сторону реки Кубань началось. Телега, обутая в шины от «Запорожца», катила по асфальтовой дороге плавно и мягко, в лицо дул легкий ветерок. И так это было замечательно, что хотелось петь и смеяться одновременно.

Дядя Вася живет на улице Школьной (мы еще раз вернемся на нее по ходу рассказа). Он - мужик примечательный, работящий, спит всего 4 часа в день, больше, говорит, не получается. Семья большая - жена, дочь с мужем, да внучки любимые. Настоящий сельский житель – держит аж восемь коров, огромное стадо по нынешним временам. А семилетняя Ласточка – отличная помощница по хозяйству: возит корма для буренок, молоко на частный завод (литр - 17 рублей, гроши!), но по-другому все равно не выжить: пенсия-то у дяди Васи всего 6 тысяч.

И вот мы выкатили к реке. На берегу неожиданно выросла целая роща крепких кудрявых дубов. В 2002 году их сильно затопила Кубань, выбравшись из рамок берегов и окунув по самые крыши близкие к воде дома, так что между дубами тогда ездили на моторных лодках. Гирей вдоль реки тянется аж на 40 км. В жару в ней любят купаться дети, легко переплывая к соседям, а рыбаки ловят вполне себе крупных сомов и лещей.

Здесь на фоне пасторального сельского пейзажа, на самом краю берега мы сделали памятное фото с флагом редакции. Ласточка отчего-то сильно его боялась, косила на меня перепуганными глазами, вскидывала ноги и всхрапывала, и я, совсем не трусиха, боялась, что колесо вместе с телегой, флагом, дядей Васей и мной соскользнет с обрыва в несколько метров в воду. Но, слава Богу, обошлось.

Пошел против царя

История поселка крепко связана с монахами-староверами. Все началось с появления в Гирее Кастуся Калиновского, которого царские власти выслали на Кубань за участие в покушении на царя Александра II. Жизнь ему сохранили, но семью иметь запретили, чтобы больше не плодить отпрысков с бунтарскими мыслями. На самом деле под этим псевдонимом скрывался польский шляхтич Лев Вербицкий. Сюда он приехал с дочерью Екатериной, которую официальные власти тоже лишили возможности выходить замуж и рожать детей. Чтобы чем-то себя занять, она купила кусок пахотной земли, и в селе Ванновском в 1872 году на трех с половиной тысячах десятин построила себе усадьбу.

Дочь Вербицкого очень хотела помочь получить отцу хотя бы относительную свободу и попросила местного богатого помещику-землевладельцу Николаю Меснянкину, приверженца старой веры, продать ей участок на пустыни для строительства обители. А разрешение на это дал ей Силуан, епископ старообрядческого Никольского скита, расположенного не далеко от станицы Кавказской.

В 1890 году в Гирее выросло большое подворье мужского монастыря (к началу прошлого века вся церковная территория составляла примерно 3 гектара). На нем стояла деревянная церковь с алтарем, разбили фруктовый сад, вырыли колодец с кирпичным срубом. Лев Вербицкий к тому времени раскаялся в своих преступлениях, получил отпущение грехов, принял монашество и стал его настоятелем.

Ближе к реке соорудили небольшой кирпичный заводик. И когда в 1892 году Священным Синодом Никольский скит упразднили, монахов-старообрядцев всей гурьбой приняли оттуда в гиреевскую обитель для работы на нем. Кроме того, они рыли подземные ходы и обустраивали склепы. В общем, трудились денно и нощно.

И храм для богомольцев, и монастырь обнесли кирпичной изгородью, сюда же вошло и монастырское кладбище, где хоронили местных жителей. Богатых и уважаемых поближе к обители, подальше — простой и непутевый люд. Напротив церкви выстроили двухэтажный кирпичный дом - общежитие для монахов. Их неустанным трудом спустя 10 лет здесь выросли еще три кирпичных дома.

После февральской революции царские приговоры за политические преступления были отменены. Правда, Лев Вербицкий к тому времени скончался, а его дочь попала под амнистию. Но в 1918 году вихри враждебные заставили Вербицкую срочно уехать к матери в Крым. Есть еще одна версия – в этом же году она умерла или ее убили.

Супруги Меснянкины были постоянными меценатами монастыря и вкладывали в его строительство огромные деньги. Их и похоронили на территории его кладбища. На их совместной могиле установили памятник из черного мрамора с золотыми буквами – Николай Иванович умер в 1909 году, а Наталья Николаевна лишь на год пережила мужа.

Но мы еще встретимся с их именами. При печальных обстоятельствах.

Ходят слухи по поселку

В 1921 году монастырь закрыли. Монастырское кладбище полностью уничтожили. Все надгробные плиты снесли и разбили.

А в 60-ые годы на нужды сельского хозяйства по кирпичу разобрали последнее строение монахов.

По поселку до сих пор гуляет слух, что в это же время из Польши в поселок приезжал какой-то миссионер и увез из склепа монастырской пустыни гроб. Говорят также, что при его вскрытии гирейцы видели хорошо сохранившееся тело в монастырских одеждах с большим серебряным крестом на груди. Возможно, это тело Льва Вербицкого – Кастуся Калиновского?

Сегодня подземные ходы и склепы кладбища засыпаны строительными отходами и мусором. Многие жители поселка используют их под погреба - на совесть выполняли монахи свою тяжелую работу. По старым истрепанным снимкам удалось восстановить, как выглядел монастырь «при жизни».

И Цербер у дверей Аида

К этому скромному на вид дому на улице Школьной (!), мы подъезжали дважды. В первый раз мы не достучались до хозяев, но депутат был настойчив. Сергей Тимофеевич очень хотел нам показать здесь что-то очень важное, интригуя, и так очень падких на интриги, журналистов, и мы уже готовы с ним были пойти даже на преступление, вплоть до незаконного проникновения на чужую территорию.

Но во второй раз удача нам улыбнулась, скорее, даже усмехнулась: спустя 10 минут после шума, который мы там устроили, дверь дома открылась - на пороге стоял молодой мужчина с татуировками на одной руке и с бульдогом в другой. Наш неугомонный проводник стал очень-очень вежлив и попросил провести на его огород корреспондентов. И вот мы с молчаливого согласия хозяина гуськом пробираемся через пустое поле, размером примерно в 10 соток, где кроме нежных побегов амброзии и небольших фруктовых деревьев ничего не растет (и это в селе!). В центре поля рядом с будкой скалит острые зубы еще один злобный зверь - огромная белая азиатская овчарка. Мы стараемся ее не раздражать. На мои подхалимные слова «Какой хороший песик», раздалось предупредительное утробное рычание

В конце огорода на небольшом холме Сергей Тимофеевич аккуратно раздвинул зеленые ветки сплетенные шатром, и, словно в природной «усыпальнице», под ногами мы увидели потрескавшееся, но, в общем-то, хорошол сохранившееся за 100 лет надгробие… Меснянкиных, вот только позолоту стерло время. Рядом, слева и справа, куда из-за колючек не было никакой возможности добраться, лежали, а точнее сказать, валялись, еще несколько мраморных плит с именами из прошлой жизни. Здесь, постучав ногой по земле, сказал Салтыков, много чего хранится. На месте монастырского кладбища вырос целый квартал домов. Но это частная территория.

Хорошо, что овчарку держала толстая и надежная цепь, иначе бы нам не выбраться с того огорода. Собака хрипела и бесновалась – чистый Цербер у дверей Аида.

Миллион алых роз

Немногие сельские и даже городские школы могут похвастать таким красивым зданием, как у гирейской школы N10 им. М. Белоусова. Сто лет назад в этом здании жил управляющий сахарным заводом. Рядом со школой есть обычное футбольное поле, где мальчишки сегодня гоняют мяч. А тогда за несколько лет до Октябрьской революции он засаживал его розами для жены, которую любил больше всех на свете. Держали в господском доме и целый штат садовниц. Они ухаживали за парком и разводили в форме вензеля графа Воронцова-Дашкова – ВД фиалки разных цветов и оттенков – от нежно-лилового до темно-фиолетового, которые до сих пор цветут весной.

В оригинале второй купол здания был стеклянным, по вечерам управляющий и его жена любовались звездным небом. Они слыли удивительной семьей. Когда наступало Рождество, сюда приглашали всех детей поселка и каждому дарили какой-нибудь необыкновенный для сельских ребят подарок, к примеру, золоченую шишку.

Новое здание для учеников пристроили в 1972 году. У местной школы богатые педагогические традиции, и учителя до сих пор благодарят за это их бывшего директора Аркадия Щеколдина. Ну, представьте: в небольшом поселке, которых десятки тысяч по всей стране, на школьной волейбольной площадке проводился Международный чемпионат работающей молодежи, а в школьном музее видное место занимают фотографии знаменитого поэта Константина Симонова, который был у них в гостях.

- А в 60-ых годах для местного сахарного завода здесь стали готовить рабочие кадры, для этого на территории школы построили мини-завод, который в сутки производил 4 кг сахара. А все мальчики учились на трактористов, - рассказывает замдиректора школы Виктория Масленникова, которая вместе с отличным аттестатом об окончании получила и корочки лаборанта-аппаратчика.

В то время по заказу ООН, чтобы познакомить другие страны мира с трудовым обучением в Советском Союзе, был снят фильм, куда попали отдельные кинокадры о гирейской школе.

И сегодня школе есть, чем гордится – в этом году два ее выпускника получили 100 баллов по химии, ученица 11 класса Саша Скиренко завоевала титул чемпионки Европы по вольной борьбе. А школьный парк до сих пор украшают пышные кусты роз. Чтут традиции.

4 тонны в подарок

У местной администрации стоит памятный камень с надписью «Жертвам сталинских репрессий». Глыбу в 4 тонны весом привезли из Карачаево-Черкессии и установили в прошлом году. Когда местные продавцы, с которыми договаривался Сергей Салтыков, узнали, для чего у них хотят купить камень, отказались от денег совсем.

Да и полицейские на границе, когда узнали для чего мы его везем, только честь нам отдали, - с чувством гордости говорит Сергей Тимофеевич.

Это была его инициатива. Вернее он не мог чисто по-человечески не откликнуться на просьбу родственников репрессированных в 1937 году 11 гирейцев установить памятный знак ни в чем неповинным погибшим людям.

На его торжественное открытие пришли и приехали почти 100 человек.

Для моих земляков те репрессии - дела давно минувших дней. Но я не хочу, чтобы жители Гирея, взрослые, дети, забывали о его истории. Ведь наш небольшой поселок действительно имеет уникальную судьбу. Вы- то поняли это? - спрашивал нас на прощание Сергей Тимофеевич.

Мы в этом убедились. Мы полюбили тебя, Гирей.

Елена Иванова.

Историческая справка

В поселке Гирей Гулькевичского района живут примерно семь тысяч человек. В этом году он отметил юбилей - 150 лет. По архивным данным впервые сведения о нем значатся в рапорте N583 от 21 апреля 1865 года Управления Верхне-Кубанского округа как об ауле полковника Султан-Адиля-Гирея: расположен на реке Кубани ниже станицы Кавказской, проживает в нем 46 человек обоего пола, земельный надел составляет 13000 тысяч десятин.

Султан-Адиль-Гирей получил прекрасное образование в Петербурге. Служебную карьеру начал на военном поприще, следуя традициям рода. Верой и правдой служил в Кавказско-Горном полуэскадроне Его Императорского величества конвое. В 1844 году был переведен на Кавказ, где занимал различные должности — от начальника милиции Аварии и Чахии до генерала по особым поручениям в Комиссии по осуществлению реформ на Кавказе. Однако большую славу обрел на литературном поприще как автор очерков и рассказов «Сулейман Эфенди», «Жена черкеса» и других. Приезжал ли полковник Гирей в свой аул, точно не известно, но по данным летописи I Кубанского сахарного завода, скорее всего, частым гостем усадьбы бывал его племянник юнкер Магомет Гирей.

Свое название Гирей один из разъездов Ростово-Владикавказской железной дороги получил в 1875 году в честь землевладельца близлежащих территорий. Со строительства железной дороги начался и дальнейший индустриальный расцвет поселка. Послужили этому и два крупных производства. В 1904 году немецкий барон Л. Лейбо построил здесь цех по производству гвоздей и винокурню. А граф Илларион Воронцов-Дашков в 1913 году возвел первый электрифицированный сахарный завод в России.

Сейчас читают

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies