Кубанские Новости
Общество

Константин МЕРЖОЕВ: «Для «детей солнца» походы могут стать особой терапией»

Известный путешественник рассказал нашему корреспонденту о разработке туристических маршрутов для ребят с ограниченными возможно

Известный путешественник рассказал нашему корреспонденту о разработке туристических маршрутов для ребят с ограниченными возможностями и о том, как важно не жалеть инвалидов.

Признаемся себе честно

Помню, когда смотрела трансляции с зимней Олимпиады-2010 в Ванкувере, предшественницы Сочи сильно удивлялась: надо же, сколько в Канаде инвалидов-колясочников. В ярких красных, желтых куртках, в спортивных шапочках, с блестящими от азарта глазами они занимали первые ряды вдоль лыжных трасс, на горнолыжных спусках, чтобы им было лучше видно соревнования. Их реально было очень-очень много! А потом вдруг пришло понимание – смотреть на олимпийские состязания приехали все, кто любит спорт, граждан там не делят на здоровых и инвалидов.

Есть, кстати, в тему что-то вроде байки: советского спортивного функционера спросили, почему СССР на Олимпийские игры не выставляет паралимпийскую команду, на что чиновник, не моргнув глазом, ответил: а у нас нет инвалидов.

По этому принципу мы жили очень долгое время. Наши инвалиды сидели в четырех стенах, и мы не знали, что они есть.

Признаемся себе честно, их и сейчас очень мало на наших улицах. За те годы, что у нас появился приспособленный для них городской транспорт, лично я на днях впервые увидела пассажира в инвалидной коляске в низкопольном трамвае. Молодая девушка чувствовала себя очень неуютно – искала глазами поддержки и прощения за то, что занимает так много места в салоне и мешает нам, здоровым, торопиться по своим делам. И то, что мы делаем для них сегодня – строим пандусы, выкладываем тактильную плитку на тротуарах и удобные спуски с них, мы делаем, скорее, вынужденно: просто сейчас такие современные требования. А вот брать на себя дополнительные обязательства и трудности – а с инвалидами действительно трудно – хотят немногие.

Мы их жалеем. А они ждут от нас совсем другого – внимания и дружеского участия, отношения на равных.

Без особых трудностей

Сегодня те, кто по собственной воле занимается детьми и взрослыми с серьезными проблемами здоровья, у кого-то вызывают восхищение, у более прагматичной части населения – удивление: зачем тебе это нужно?

– Я провел экспедицию «Кубанская кругосветка» со школьниками и прямо чувствую себя Героем Советского Союза, потому что меня все спрашивают: как же вы решились взять на себе такую ответственность? А вдруг что-нибудь бы случилось? Но если всего бояться, тогда вообще лучше не работать, тогда не будешь ни за что отвечать. Нужно просто брать и делать, – со свойственным ему решительным подходом к жизни говорит директор краевого Центра детского туризма и экскурсий, заслуженный путешественник России Константин Мержоев. – Сегодня мы разрабатываем маршруты, в которые отправятся ребята с разной формой инвалидности.

В этом году Мержоев со своими сотрудниками уже побывал в нескольких социальных заведениях Кубани, чтобы познакомиться с потенциальными юными туристами. Специфика у нас довольно сложная, объясняет он, ведь туризм и походы связаны с большой физической нагрузкой. В прошлом году у известного кубанского путешественника уже был опыт однодневного похода с глухонемыми ребятами, который проводил Армавирский центр туризма.

– Особых трудностей я не заметил, ребята хорошие, толковые, просто не слышат и не умеют разговаривать. И общаться с ними можно без особых препятствий при наличии педагога-сурдопереводчика. Хотя признаюсь, что даже за один день мы научились понимать друг друга без слов. Они хорошо чувствуют мир, замечают все вокруг, и им легко можно показать знаками, что делать и куда идти. С этой группой подростков мы уже можем работать, – говорит Мержоев.

Есть еще несколько категорий, с кем он готов идти в путешествие, – слабовидящие ребята, с задержкой роста и инвалиды-колясочники с приобретенной травмой. Слабовидящие дети отлично слышат и осязают, ведь то, что у нас, здоровых, спит, у них наоборот обостряется.

– Так что особой сложности в работе с ними я тоже не вижу. А с ребятами с карликовостью просто придется рассчитывать нагрузки – рюкзаки будут значительно меньше, а так они шустрые, физически развитые, справятся, – похоже, Константин Сергеевич вообще ни в чем не видит проблем.

Проблема – в родителях

Нет, есть, по его словам, одна очень большая – родители. Когда Мержоев формировал экспедицию «Кубанская кругосветка», говорил с мамами и папами ее будущих участников в очень жесткой форме. Вынужденная мера.

– С самого начала хорошо подумайте, стоит ли вам ввязываться в это путешествие. Хотите, чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, почувствовал вкус жизни, понял, что в ней настоящее и важное, а что шелуха? Просто отпустите его. Потому что если из-за своих страхов вы попытаетесь снять его с маршрута, для него это будет травма на всю жизнь, вы его сломаете психологически. А если уже решились, бойтесь и тряситесь дома, а по-другому никак, – признается он.

Конечно, на поход инвалидов-колясочников, прежде всего, должно быть разрешение от самих родителей. Ведь многие настолько привыкли опекать своих больных детей, что им и в голову не придет, что их ребенок может отправиться по маршруту и справится со всеми его трудностями. А первое – всегда самое сложное.

– И многие будут считать – невозможное. Но ничего сложного нет. Ребят просто нужно научить, как жить в этой среде, – продолжает Мержоев. – Но сразу хочу предупредить – мы их не собираемся катать, жалеть. Все, что в их силах, они должны будут делать сами: пытаться разжигать костры, готовить на них пищу, ставить палатки. И даю стопроцентную гарантию: им понравится. Конечно, перед этим ребята обязательно будут тренироваться. Кроме того, они должны будут рассчитывать не только на свои силы, еще и помогать друг другу. Если колясочники-спинальники делают восхождение на Эльбрус, то уж справиться с однодневным маршрутом точно смогут, тем более что в походе обязательно будут помощники.

Более того, он уверен, что в команде должны идти и больные, и здоровые подростки, особенно если говорить о колясочниках как наиболее уязвимой категории ребят. Во-первых, они будут разговаривать на одном языке, а во-вторых, это будет важный воспитательный процесс. И, может, важнее он будет даже для здоровых.

Добро пожаловать в поход!

Сегодня в Центре уже занимаются разработкой маршрутов. Для инвалидов-колясочников они будут недалекие – поход выходного дня рассчитан максимум на 3 дня и в пределах 30 километров от населенных пунктов. Если с ними захотят пойти родители – добро пожаловать!

Со всеми остальными группами можно отправляться в путешествие длительностью и до 10 дней. Уже в следующем году планируется совершить один-два пробных похода.

– Зимой мы начнем мониторить аудиторию, чтобы узнать, кто хотел бы отправиться в такой поход, и подбирать группы. А я планирую, что они поучаствуют в каких-нибудь наших туристских мероприятиях: просто посмотрят, как проводятся наши соревнования, поживут нашей жизнью, чтобы и они приобщились к этой среде, и к ним стали тоже привыкать. Нельзя инвалидов все время жалеть и плакать об их несчастной судьбе. Они такие же, как и мы.

Елена ИВАНОВА.