Кубанские Новости
Общество

Из дальних странствий: Молдавия - государство без капремонта

Наш корреспондент Максим Куликов побывал в Молдавии и узнал, как, спустя 24 года после обретения независимости, живет бывшая сов

Наш корреспондент Максим Куликов побывал в Молдавии и узнал, как, спустя 24 года после обретения независимости, живет бывшая советская республика.

Самая бедная в Европе

Кишиневский аэропорт. Пограничный контроль. На пункте пропуска мне задают несколько формальных вопросов на прекрасном русском языке. Получив такие же формальные ответы, пограничник ставит печать в моем паспорте о пересечении границы. Я в Молдавии.

Эта страна особенная. Из нее чаще уезжают. Молдавия или Республика Молдова, как принято называть ее здесь, давно имеет звание самой бедной страны Европы. Скорее всего, этот статус останется за ней надолго, разве что Украина в последнее время может отобрать эту «пальму первенства».

Столица Молдавии - Кишинев - еще сохранила следы былого величия. Широкие проспекты, большие подземные переходы, огромные здания в стиле сталинского ампира. Все напоминает здесь о том, что когда-то это была столица Молдавской Советской Социалистической республики, входящей с состав большого и сильного государства. При этом многие здания в Кишиневе давно требуют капитального ремонта. На их фасадах сыпется облицовка. В самом центре города заброшенная 16-этажка гостиницы «National» превратилась в прибежище для бездомных. Разрушенный асфальт и плитка на тротуарах после ремонта подземных коммуникаций не восстанавливается, ямы просто засыпают гравием. Город, в котором проживают более 800 тысяч человек, выглядит запущенным.

Люди недовольны

Центр Кишинева в будние дни достаточно многолюден. На главном проспекте имени Штефана Чел Маре - правителя Молдавского княжества в XV-XVI веках, являющегося главных национальным героем страны - стихийный рынок. Торгуют всем, чем можно: виноградом, клубникой, лимонами, лечебными травами, женскими рейтузами, IQ-пазлами, вениками, сувенирами, старым барахлом. Тут же кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то просит подаяния. В стране мало работы.

Как рассказывают местные, чтобы хоть как-то сводить концы с концами необходимо зарабатывать около 5000 молдавских лей (16,6 тысяч рублей). Такие деньги получает бухгалтер в частной компании. Многие зарабатывают меньше. Одна из самых маленьких зарплат у грузчиков составляет 1500 лей (5000 рублей). Пенсии также очень скромные. Несколько лет назад английский журналист снял фильм о Молдавии. Он показал поселок, где 32 жителя, не имея средств к существованию, вынуждены продать свои почки европейцам, нуждающимся в пересадке органов.

- Мой отец получает пенсию 700 лей в месяц (2333 рубля). За коммунальные услуги, живя в двухкомнатной квартире, зимой ему приходится платить 2000 лей (6666 рублей). Как так можно?! Конечно, люди недовольны, - жалуется мне кишиневец средних лет Михай.

Из Молдавии многие уезжают на заработки. В основном в Великобританию, Италию и Россию. У каждого в семье кто-то живет и работает за границей. Соседние Румыния и Украина в качестве места заработка не рассматриваются.

Раздираемая двумя культурами

В Кишиневе говорят на румынском, при этом часто используют в речи русские слова. Молодежь применяет сленг, активно вставляя в разговор «короче», «чувак», «погнали» и, конечно же, словечки похлеще. Русский все хорошо понимают и свободно на нем общаются. Практически все надписи в городе дублируются. Для цен в магазине это правило работает без исключения. Великий и могучий часто можно услышать и в повседневной беседе.

Этнически молдаване очень близки к румынам. Они имеют общий язык, общих национальных героев и общую культуру. Румыния считает молдавские земли своими, отторгнутыми СССР в результате передела государственных границ после Второй Мировой войны. Политика соседа всячески способствует полной ассимиляции молдаван. В перспективе Румыния надеется включить земли Молдавии в состав своего государства. Молдаванам свободно выдается румынский паспорт, молодежь легко может поехать учиться в соседнюю страну. Часть населения Молдавии также поддерживает униатские идеи, тем не менее, страна окончательно не потеряла свою независимость.

Валентин, молодой молдаванин лет 23-25, работающий в Кишиневе охранником на вопрос о перспективе вхождения Молдавии в состав Румынии сразу дает однозначный ответ:

- Есть у нас дураки, которые этого желают! В соотношении со всем населением, их около 30 процентов. Они на всех углах кричат: «Ной сунтем ромынь» (Мы румыны). Но во-первых, мы, молдаване, имели свое государство, когда у румын его еще и в планах не было. Во-вторых, я четыре года учился в Румынии и хорошо знаю, что там нас называют русскими. Мы для них чужие.

Некоторые отмечают, что были бы против вхождения в состав Румынии, если бы не антироссийская риторика униатов.

- Я может быть и поддерживала румынские настроения, но из того лагеря настраивают молдаван против русских, - заявляет мне Марина, женщина лет 60, работающая продавцом в подземном переходе в центре Кишинева. – Меня это отталкивает. Потому, что русские нам тоже близкий народ и многое нас с ним также объединяет, как и с румынами.

Женщина отмечает, что те, кто поддерживают аншлюс (включение Австрии в состав Герамании в 1938 году – прим. «КН»), связывают вхождение в состав Румынии с обретением финансового благополучия страны. Главным преимуществом соседа многие называют более низкий уровень коррупции.

- Если представить народ Молдовы как пятерню, то идею вхождения в состав Румынии поддержат полтора пальца, - рассказывает мне Николае, офицер милиции. - Сейчас у власти правительство прорумынского толка. Все нынешние чиновники имеют румынские паспорта, финансируются румынским правительством. Поэтому они заявляют, что за вхождение Молдовы в Румынию выступает большинство. Сулят нам после поглощения европейским благополучием.

На вопрос, почему он не хочет, чтобы Молдавия шла в Европу, Николае лаконично отвечает: «А кому мы там нужны?»

Бунт палаток

С начала осени главной достопримечательностью Кишинева является два протестных лагеря, получившие названия «Майдан». Причина недовольства, объявивших бессрочную забастовку - огромная коррупция в стране и выведение нынешним правительством Молдавии одного миллиарда евро в оффшорные банки. Для маленькой страны с населением в 3 миллиона жителей это колоссальная сумма.

Один палаточный городок разместился напротив Дома правительства в центе Кишинева. Его установили прорумынские политические силы. Порядка 60-80 палаток расставлены на обочине прямо на асфальте. Всюду развешаны флаги Молдавии и Евросоюза. В середине лагеря установлена небольшая сцена, с которой доносятся национальные молдавские песни. В лагере практически пусто. Несколько парней в одной из центральных палаток играют в карты, кто-то одиноко скучает, сидя на парапете. И лишь полицейские в полной амуниции бдительно следят, чтобы не было беспорядков и противоправных действий.

Метров через 300 установлен второй лагерь - организованный пророссийскими силами. Тут митингующие блокируют уже парламент республики и здание Министерства сельского хозяйства. В этом лагере разбито около 100 палаток, практически все они одинакового типа и цвета. Под них заботливо положены толстые, высотой сантиметров 15, листы пенопласта, чтобы было тепло спать на земле. Тут также установлена сцена, с которой доносится «Катюша». Также множество флагов, только вместо синего полотнища Евросоюза развивается красный флаг СССР. Лагерь полностью огорожен плакатами с антиправительственными лозунгами. Главное требование - отставка действующего правительства и призывы расправиться с коррупцией. Здесь также немноголюдно. Несколько человек шатаются без дела. В одной из палаток тоже играют в карты.

Как заявил мне офицер милиции Николае, если поставить свою палатку на одном из молдавских майданов, то можно получать 200 лей (666 рублей) в день. Очевидно, что желающих заработать не много.

Чего же хотят простые молдаване, не участвующие в политических играх? Все сводится к общим требованиям «убрать воров из власти», «дать людям достойную зарплату». К майданам здесь относятся скептически.

Утомленные майданами

- Из лагеря, напротив Дома правительства, доносятся угрозы. Мол, если нынешняя власть не уйдет в отставку, начнутся силовые акции, - рассказывает мне Ион, водитель маршрутного такси. - Все это мы уже проходили в 2009 году. Тогда молодежь с румынскими флагами ворвалась в здание парламента. Эти люди и привели к власти тех, от которых сегодня требуют, чтобы они подали в отставку.

По заявлению Иона, если в Кишиневе начнутся беспорядки, Молдавии не избежать украинского сценария развития конфликта.

- Они сейчас затеют заварушку, и начнут призывать нас в армию, - откровенничает таксист. - Я воевать не буду, уеду в Россию. Буду, как украинские беженцы, просить российского гражданства. У этой страны нет будущего.

Главное богатство Молдавии - люди. Они открыты и радушны. Зная, что такое жить в нужде, они всегда отзывчивы к чужим бедам и готовы прийти на помощь. Практически каждый из них мечтает, что когда-нибудь он заживет безбедно и счастливо, правда мне не встречался тот, кто связывает это свое благополучие с жизнью в своей родной стране.

- Знаете, я воспринимаю свое нахождение здесь, как какое-то наказание, - жалуется мне Елена, женщина лет 60, работающая администратором в гостинице. На вопрос, когда по ее мнению наступит благополучие в Молдавии, она отвечает: «Наверное, когда Америка перестанет властвовать в мире».

Максим КУЛИКОВ.