Кубанские Новости
Общество

Виктория ЛАПИНА: «У культуры - женское лицо»

Министр культуры Кубани рассказала о судьбе Краснодарского цирка, зарплатах артистов и музее современного искусства.

Министр культуры Кубани рассказала о судьбе Краснодарского цирка, зарплатах артистов и музее современного искусства.

Виктория Лапина ответила на вопросы журналистов, впервые – в качестве министра. Ранее она руководила краевым учебным центром культуры и повышения квалификации. Ей тридцать пять, она воспитывает 9-летнюю дочь, которая учится играть на гитаре и поет кубанские песни. У Виктории Юрьевны два высших образования, по первому она актриса, по второму – магистр юриспруденции. Министр поведала и об этом, предчувствуя интерес журналисткой братии. «Действительно трудно общаться с человеком, о котором ничего не знаешь, я понимаю», - улыбнулась она. На встречу министр культуры пришла ровно в назначенное время, подчеркнув, что пунктуальность - ее принципиальная позиция. И… начала с главного.

Звезды – по карману!

- Не ждите, что я скажу, что до меня было все плохо, а теперь все будет хорошо. Чудес не бывает. Проблем в отрасли много. И все же решения есть. Как говорит наш губернатор Вениамин Кондратьев, «самый короткий путь – прямой». От этого мы и оттолкнулись. И первое, что сделали - ушли от затратных фестивалей и мегапроектов. Подготовку любого праздника сегодня начинаем не со смет, а с идей. И уже опробовали эту тактику в деле. Недавно, к примеру, во всех районах края прошел праздник «Урожай Победы». Обошлись без дорогостоящего оборудования, артисты выступали на небольших сценах, но получилось не менее душевно, чем обычно. Культурную программу для Сочинского международного форума впервые мы подготовили сами, без поддержки московских продюсеров. Пригласили недорогих звезд эстрады, кубанские коллективы. Мне кажется, мы все сделали правильно, потому что был хороший отклик от зрителей, и это чувствовалось. В этом году и этностаница «Атамань» перешла на самоокупаемость – мы полностью отказались от административного ресурса.

- В ранге министра вы уже «боевые» сто дней. Какие проблемы удалось выявить и решить за это время?
- Первое - поддержали художников. На встрече с ними выяснили, что им негде выставлять свои работы. Теперь два зала в музее им. Коваленко закреплены только за кубанскими творцами: каждый художник может сделать свою экспозицию, не заплатив за это ни рубля. С монтажом им тоже помогут. Дальше. Творческие союзы. На все свои нужды Союз писателей получал раньше 200 тысяч рублей субсидий в год. Мы смогли перераспределить средства, и в нынешнем году им выделят уже 500 тысяч. И это при том, что в следующий год мы вступаем с дефицитным бюджетом! Также подыщем для наших писателей хорошее помещение в центре города - сейчас они вынуждены платить за аренду своих комнатушек на Гидрострое.
Нашли мы новый «дом» и для экспозиции имени маршала Жукова. Оказывается, у нее не было даже юридического адреса, и все экспонаты находились в антисанитарных условиях! Теперь они будут «жить» в историческом музее им. Фелицына на постоянной выставке, посвященной Великой Отечественной войне. Там же отремонтировали и оснастили три кабинета – в них будут проводить занятия по патриотическому воспитанию молодежи.

Недавно удивил еще один факт. Зарплаты работников в Краснодарском театре драмы. Что это за несуразица? Дворник получал там 35 тысяч рублей, а народный артист России – восемь тысяч! Но ведь в театре главное – это творческий состав, актеры. Мы все пересчитали. Считаю, что в храме искусства творцы должны получать больше, чем обслуживающий персонал.

Полугений и черная дыра

- Вы заговорили о драмтеатре. А ведь там до сих пор нет главного режиссера и некоторых других ключевых специалистов. Как решается эта задача?

- К сожалению, на Кубани пока такого человека нет. У нас были режиссеры, были неплохие премьеры, но не шедевральные. А хочется именно шедевры. Для этого нужен, как минимум, полугений…

- Так, может быть, «полугению» денег мало предложили?

- Дело не в деньгах. Сергею Кунице, который в недавнем прошлом был художественным руководителем театра, платили триста тысяч в месяц, а он ничего не создал. Ни-че-го! Считаю, тут нужен человек, который болеет за дело, горит. Его должна выбрать не я, его должна увидеть и принять Кубань.

- Насколько известно, та же проблема и с Туапсинским театром юного зрителя – единственным на черноморском побережье. Режиссера весной уволили, да и сцены там нет - вместо зрительного зала зияет черная дыра.

- Там уже есть новый художественный руководитель и новый директор. И теперь давайте просто дадим этой новой команде время. Что касается остального. По закону, мы имеем право вкладывать финансы только в капитальный ремонт домов культуры, а ремонт сцены к нему не относится. Обращались за помощью и к администрации Туапсинского района, но пока там нет средств. Будем думать, как его спасать.

- Говорят, вы любите наносить неожиданные визиты в сельские дома культуры…

- Да, там все очень «радуются» моему приезду (улыбается). Дело в том, что у нас только на бумаге все красиво. В крае приблизительно 1150 таких клубов. И хорошо, если в половине из них бурлит творческая жизнь. Во многих же домах культуры – грязь, грибок на стенах, пол проваливается, течет крыша… К сожалению, та же ужасающая картина и в жилищном комплексе «Театральный», где «обитают» артисты - мы недавно наведались и туда. Да разве работники культуры могут жить в таких «антикультурных» условиях? Мое мнение - его надо привести в порядок или просто закрыть! Не соответствуют задачам образовательных учреждений и здание школы имени Виктора Захарченко, и хореографического училища.

Прыжок в тратосферу

- Дефицитный бюджет, кризис. Будут ли действовать в следующем году какие-либо программы поддержки сельских клубов, талантливых детей, как это было прежде?

- У нас одна программа – это «Развитие культуры», а у нее несколько подпрограмм. В прошлом году нам удалось отстоять их цифры. Суммы-то остались прежними, но на все их не хватает – к примеру, сейчас никак не финансируются учреждения дополнительного образования. Для сравнения: пять лет назад на ремонт сельских клубов выделялось 200 миллионов рублей в год, в текущем – всего лишь двенадцать. На следующий год мне удалось убедить министерство финансов выделить двадцать миллионов. Но это, конечно, не такие цифры, которые мне хотелось бы называть. Думаю, в краевой администрации понимают, что бюджет программы «Развитие культуры» надо увеличивать.

- Вы сказали, что перераспределяете средства, а будут ли «освободившиеся» деньги идти на зарплату работникам культуры?

- Конечно, они уже идут. Мы добавили порядка 30 процентов. Сейчас на Кубани зарплаты в отрасли культуры - самые высокие по Южному федеральному округу. Средняя - 19 тысяч рублей в месяц: двадцать семь тысяч рублей – у работников краевых учреждений, и порядка семнадцати получают в районах.

- В соцсетях сейчас много разговоров о художниках-граффитчиках. Мол, молодежь хочет рисовать на зданиях красивые картины, улучшать облик города, а администрация края их творчество не принимает. Что вы думаете по этому поводу?

- Тут есть нюансы. Мы никого не ограничиваем, но нельзя, к примеру, на торце здания Кубанского казачьего хора нарисовать сценку из современного блокбастера. Второй вопрос – это деньги. Молодые дарования не хотят рисовать бесплатно. И их бюджет не самый маленький, поверьте. А платить уличным художникам в то время, как в сельских домах культуры людям на головы «потолок падает» – неразумно.

- Раз уж речь зашла о Кубанском казачьем хоре, то позвольте о наболевшем. Наш прекрасный коллектив – гордость Кубани, а зал на Красной, 5, извините, просто убогий. Когда наведут порядок?

- Этот вопрос стоит на особом контроле администрации Краснодарского края. Считаю, латать дыры бесполезно. Надо найти инвестора и построить настоящий дом народного творчества Кубанского казачьего хора. И он не должен быть ограничен только концертным залом. При нем нужен и хороший музей, а школа, где растят молодые кадры, должна быть в шаговой доступности от руководителя хора – сейчас она находится довольно далеко от центра, на улице Володарского. Но не только Кубанский хор нуждается в площадях. Почему в центре Краснодара строятся банки, торговые центры, а наши дети стоят в очереди по три года, чтобы научиться игре на скрипке, ведь школ искусств на всех не хватает?! Возможно, мы пойдем таким путем. К общеобразовательным учебным заведениям будем пристраивать небольшие помещения, которые и будут филиалами той или иной школы искусств. По-моему, это очень удобно. Пианино и скрипка будут вблизи от дома.

Жирафам выступать негде

- Еще одна болевая точка – состояние здания Краснодарского цирка. Его передали в ведение министерства культуры Кубани в декабре прошлого года, ведь у государства средства на его реконструкцию за многие годы так и не нашлись. Но и край «молчит»…

- Если вы заметили, небольшие изменения все же произошли – он стал чище. Но, конечно, одной тряпкой цирк не преобразишь. По подсчетам, нам необходимо около одного миллиарда на его реконструкцию. И это не только ремонт, но и техническое переоснащение, новые помещения, оборудование. Ведь сейчас к нам многие цирки, в частности, так называемые высотные, просто не могут приехать – старое здание давно уже не соответствует современным требованиям. «Дю солей» там не покажешь. Планируем включить ремонт цирка в бюджет следующего года, либо, возможно, найдем инвестора. Безусловно, на время ремонта его закроют, а это года два-три. Кстати, обратите внимание на новшество. Возле цирка по выходным теперь торгуют наши, кубанские мастера декоративно-прикладного творчества. Площади мы им предоставляем бесплатно, единственное условие – на прилавках не должно быть товаров с вещевого рынка. Можно продавать только то, что ты сделал своими руками.

- А каким образом можно привлекать инвесторов?

- Тут все не так просто. Учреждение культуры, конечно, может вступить в частное партнерство, но на жестком условии: часть своих площадей оно должно передать бизнесмену в постоянное пользование. Спросите директора Творческого объединения «Премьера» Татьяну Гатову, готова ли она в обмен на ремонт балетного класса отдать спонсорам площадь второго этажа административного здания Музыкального театра? Уверена, ответ будет отрицательным. Поэтому мы пытаемся пойти другим путем. Например, считаю не лишним внести изменения в федеральный закон – чтобы инвестор не претендовал на территорию, а например, имел право вести общий бизнес. Но пока это на уровне инициативы, и работаем мы по тем законам, что есть сейчас.

- Но такие акции с привлечением инвесторов, как «Молодой МХАТ - Кубани», джазовый фестиваль будут продолжаться?

- Конечно, это же не частное партнерство, а меценатство. Оно у нас на Кубани было и будет, хотя, возможно, уже не в таком объеме, как раньше. Настали времена, когда прятаться за бюджет уже нет возможности, нужно искать дополнительные источники финансирования. В ближайшие дни планирую встретиться с руководителями крупных торговых центров и предложить им наши услуги. Почему, к примеру, на их сценах «непонятный творческий продукт» веселит наших гостей и никому не приходит в голову пригласить настоящих профессионалов – хор Филармонии, актеров кукольного театра?

Даешь бесплатные музеи!

- В прошлом году с высоких правительственных трибун было объявлено, что все российские школьники и студенты смогут посещать музеи бесплатно. Будет ли осуществляться сие на Кубани?

- У нас уже есть такие акции, как «Ночь музеев», «Театральная бессонница», когда все желающие могут сходить на выставку или посмотреть спектакль бесплатно. Но они разовые, и этого мало. С министром образования Краснодарского края Наталией Наумовой мы обсуждали другую идею. Речь идет об уроках искусства для школьников, которые можно будет проводить прямо в музеях. Польза для всех – дети приобщатся к искусству, да и музеи выиграют – подрастающее поколение, воспитанное на искусстве, придет в галерею еще не раз.

- Кстати, о галереях. Пару лет назад к нам приезжал небезызвестный Марат Гельман – хотел построить на Кубани музей современного искусства. Как мы помним, приняли его у нас не очень хорошо, но с ним или без него, есть ли такая галерея хотя бы в проекте?

- Сейчас у министерства культуры совершенно иные приоритеты, среди которых главное – сохранить в достойных условиях огромный фонд кубанской культуры. Будет поставлена иная задача – будем решать. Но уже сейчас мы должны четко понимать, что мы хотим видеть в этом музее.

- В большинстве своем работники культуры – это те, «кому за 50». Вы планируете привлекать молодые кадры?

- Если вы обратили внимание, то мне не за пятьдесят пока. Я как пример подойду? (улыбается). Нужно популяризировать тот вид деятельности, которым ты занимаешься. Если ты сам не увлечен своим делом, то ты ни за что не заставишь других его полюбить. Когда нашего губернатора спросили – «А не боитесь ли вы так лихо обновлять кадры?», он ответил: «Лучше пять лет ошибок, чем потом двадцать пять лет саботажа». Идем, горим и держим руку на пульсе.

Полина Фалина.