Кубанские Новости
Общество

Толстая рука голода

Наш собкор Сергей Шведко размышляет о социальном неравенстве – тему навеял пресловутый случай со «скорой помощью» и «Роллс-Ройсом».

Долго не мог понять, откуда у знакомых россиян такой высокий уровень социального пессимизма? Создается впечатление, что жизнью здесь не доволен каждый первый. Всем катастрофически не хватает денег. Кое-кому – на нормальную еду и лекарства, некоторым – на ипотеку, а кому-то – на новую иномарку или там яхту. Все эти люди – представители различных слоев общества, но своей судьбой не удовлетворены абсолютно одинаково. Даже страну (а кто еще виноват?!) клянут одними и теми же словами.

Пытался спорить, приводя, на мой взгляд, убийственный аргумент. Говорю, горя вы не видели, дорогие мои. О Донбассе уже молчу, но даже в «мирной» части Украины народ живет значительно хуже. Пенсия в переводе на рубли – 2,5 тысячи, а кубометр газа стоит более 20 рублей. И ничего, живут. А вы тут массово «с голода пухнете».

Ничего не помогает! Отвечают, мол, зачем с какой-то Украиной сравнивать? Лучше с Германией, вон там как люди живут! Пытаюсь им возразить: так немцы же работают как! Опять же, на пенсию уходят на пять лет позже. Вы согласны так вкалывать? – А пусть нам сначала платят, как людям, слышу в ответ, а потом и работать начнем.

В общем, сколько и с кем ни пытался спорить – не получается. Наверное, потому что используем различные системы отсчета. Лично я абсолютно уверен, что на Кубани – чуть ли не рай: на хлеб и даже с маслом заработать можно. А вот местные, когда слышат это, смотрят на меня, то ли как на идиота, то ли как на провокатора. И, что характерно, они тоже правы.

Чтобы не чокнуться от этой диалектики, пришлось обратиться к классикам. Не марксизма, но их современникам. Например, Питириму Сорокину. Интереснейший, кстати, был человек: эсер, помощник Керенского, профессор. Путевку в жизнь ему дали большевики, когда в 1922-м вытолкали из России чуть ли не в шею. Благодаря ним вологодский ремесленник стал гарвардским профессором и светилой американской социологии. Так вот, почти сто лет назад он открыл существование двух ипостасей голода. Абсолютное голодание, когда кушать нечего, и относительное, которое зависит от имущественного расслоения общества. Кратко оно выглядит так: если я ем черный хлеб и мой сосед – тоже, то я не голодаю. А если я ем белый хлеб, а мой сосед жрет «ананасы с рябчиками», то я испытываю огромное чувство голода. Парадокс? Никак нет. Посмотрите на то, что сегодня происходит в российском обществе.

С одной стороны, количества реально бедных и уж тем более нищих людей, которым есть нечего, невелико. Но с другой, существует такой дисбаланс между уровнем жизни обычных и «новых русских», что первые, обоснованно подозревая вторых в грабеже национальных богатств, чувствуют себя обделенными и голодными. И, глядя, как жируют сынки нуворишей, повышение пенсии на 300 рублей они считают скорее издевкой, чем помощью.

Победив, в принципе, голод абсолютный, государство пока не может справиться с голодом неравенства. Не только финансового, хотя это, наверное, главное. Сегодня достаточно резко стоит проблема неравенства возможностей и неравенства справедливости. Последний резонансный факт – из Геленджика. Там судом был признан виновным водитель «скорой помощи», якобы избивший миллионера, «Роллс-Ройсу» которого он мешал проехать, потому что дожидался медика, вызванного к заболевшему ребенку.

Правда, ранее другой суд установил, что это толстосум полез в драку вместе с тремя своими пассажирами. И даже приговорил его к году ограничения свободы. Но проходит немного времени, и теперь наша Фемида считает виноватым водителя «скорой». Такие вот интересные дела, во всех смыслах этого слова.

Я ни в коем случае не подвергаю сомнению компетентность и независимость судебной системы, но как обыватель скажу так. В то, что работник «скорой помощи» обхамил, а потом еще и избил несчастного мультимиллионера, а вместе с ним и его то ли попутчиков, то ли охранников, я не верю ни грамма, хоть убейте. А в то, что на самом деле все было наоборот – верю охотно, слишком много знаю подобных фактов. Полагаю, что многие считают так же. И вот теперь этот вердикт. Как там, в теории говорится: правосудие есть мера справедливости? Или справедливость заключается в том, что у разных людей и мера разная?

Это я о чем говорю? О том, что рука голода бывает не только костлявая, но, и образно говоря, толстая. Но душит она тоже неслабо, стоит вспомнить благополучный Тунис, взорвавшийся от факела юноши, устроившего самосожжение из-за несправедливости жизни. Скажу больше (пусть даже кто-то посчитает мои слова неискренними): я действительно считаю Россию землей обетованной, изначальной родиной и опорой всем нам. И очень не хочу, чтобы к ее шее тянулись чьи-то руки. А уж тем более «толстые»…

shvedko.1968@mail.ru