Вертолеты санавиации подарили вторую жизнь 250 кубанцам.
Две недели 19-летний Рома находится в реанимации первой краевой клинической больницы. После чудовищного ДТП его доставил сюда вертолет санавиации...
Раннее утро, скользкая дорога, высокая скорость – и на парне практически не остается живого места. Ушиб грудной клетки, тяжелый отек легких, перелом пятого поясничного позвонка, перелом бедра, разрыв межжелудочковой перегородки сердца.
В районной больнице у него не было бы шансов. В краевой клинической больнице – есть. И он борется, каждую минуту преодолевая боль. А врачи борются за него.
– Вы можете задавать свои вопросы, – говорит мне реаниматолог. – Он вас слышит и понимает.
Вокруг пищат современные медицинские аппараты - по десяткам трубочек жизнь входит в пациентов реанимации. Делают свою работу медсестры и врачи, но для меня время остановилось. Я смотрю в светлые глаза Ромы и впервые в жизни не знаю, что спросить...
Мозговой центр
Таких пациентов, как Роман, врачи первой краевой больницы спасают тысячами. Ежедневно со всех уголков Кубани сюда съезжаются пациенты с самыми тяжелыми случаями. Чтобы помочь и проконсультировать каждого в больнице работает отделение экстренной и планово-консультативной помощи, которое в народе называют просто «санавиация».
Информация из всех районов стекается в маленький кабинет, где на четырех телефонах круглосуточно дежурят фельдшеры. Сюда районные больницы сообщают о сложных случаях, требующих внимания краевых специалистов. Где пневмония, где ишемический инсульт, сколько ДТП с тяжелыми последствиями – все можно узнать из этих отчетов.
– В среднем мы получаем 100 звонков в день, – рассказывает Сергей Рувинов, заведующий отделением, главный человек в больнице по санавиации. – Именно по этой информации принимается решение – соединить со специалистом, выслать бригаду на выезд, отправить реанимобиль… И в самых тяжелых случаях – задействовать авиацию.
Краснодарский край – один из немногих регионов страны, имеющий в арсенале своей медицинской помощи санавиацию. Если говорить сухим языком цифр, это 800 спасенных жизней с 2012 года, из них 250 – в прошлом году. И это не говоря о сотнях случаев, когда медики сами вылетали в отдаленные районы для консультаций и операций.
– Нужно понимать: вертолет санавиации – это не «скорая помощь», это скорая транспортировка, – продолжает Сергей Рувинов. – Сейчас она позволяет нам укладываться в рамки «золотого часа» и спасать пациентов, которые бы не вынесли долгой дороги даже в самом современном реанимобиле.
К примеру, чтобы доставить больного из Сочи в Краснодар по земле, нужно потратить в лучшем случае шесть часов. А зима с ее погодными условиями и лето с его постоянными пробками могут увеличить это время в несколько раз. На вертолете же эта дорога занимает чуть более 30 минут.
– Сегодня доставлять пациента вертолетом можно и на искусственной вентиляции легких, высокотехнологичное оборудование в салоне позволяет перевозить даже критических пациентов, – комментирует главный анестезиолог и реаниматолог края Александр Скопец. – Единственное противопоказание – продолжающееся кровотечение, поэтому к транспортировке по воздуху больного нужно хорошо подготовить.
Небесный десант
Еще одна сложность для санавиации – доступ. Вертолет не забирает пострадавших «с дороги», ему нужна посадочная площадка.
– Сейчас только две больницы в крае могут сообщаться по воздуху по схеме «крыша – крыша»: это первая краевая больница и городская больница №4 в Сочи, – рассказывает Сергей Рувинов. – Остальные площадки находятся «в округе», и дорога до них может занимать какое-то время.
Правда, вспоминают врачи, случалось «садиться» и в экстремальных условиях. В горном селе Апшеронского района у женщины были сложные роды, районная больница запросила из Краснодара вертолет, но посадочной площадки в деревне не было. Тогда местные жители стали жечь покрышки, чтобы просигнализировать летчику, куда садиться.
– Женщину доставили во вторую краевую больницу, роды прошли успешно, – вспоминает Сергей Рувинов. – Она и сейчас живет в этом селе, ребенок подрастает, он абсолютно здоров.
По всему краю сотни людей благодарят «небесный десант» за то, что однажды желтый вертолет подарил им или их близким шанс выжить.
…Я стою в реанимации первой краевой клинической больницы перед койкой 19-летнего Ромы и думаю о тех, кто говорит, что санавиация – дорогая «игрушка». Во сколько бы вы оценили собственную жизнь?
Спасли малышку от страшных ожогов
С 40 процентами ожогов трехлетнюю девочку доставили в Краснодар из Мостовского района.
Сейчас Елена Сухова говорит о случившемся почти без дрожи в голосе. А тогда, полтора месяца назад, держать себя в руках было невозможно.
– Поставила на плиту кастрюлю с водой, сама отлучилась с кухни, – вспоминает женщина. – Дети – их у меня трое – как обычно носились по дому, догоняли друг друга, во что-то играли… И опрокинули кастрюлю. На трехгодовалую Ирочку.
Дальше все было, как в тумане – душераздирающий дочкин плач, телефон, «скорая». Примчались соседи, куда-то звонили…
– Врачи приехали быстро, нас отвезли в районную больницу, и там сразу сказали: «Мы можем оказать только первую помощь, с такими травмами вам помогут только в Краснодаре. Главврач запросил вертолет, утром вас заберут», – продолжает Елена Сухова.
Как пережила эту страшную ночь в больнице, она помнит смутно. На утро маленькую Ирочку погрузили в вертолет, маме в нем места не было – слишком тесно в салоне.
– Но фельдшер тогда клятвенно пообещал – как только приземлимся в Краснодаре, сразу позвоним – мол, не волнуйтесь, лёту всего минут 40, – с грустью в глазах вспоминает женщина. – И вот я смотрю, как вертолет поднимается в небо, а сердце рвется на части…
Звонок врачей застал Елену уже в автобусе по дороге в Краснодар – долетели, все в порядке, назначена первая операция.
– У Ирины Суховой был ожог 40% поверхности тела, 30% из них оперировалось, это заняло два дня, – комментирует Сергей Богданов, заведующий ожоговым отделением первой краевой больницы. – Девочке повезло, что она сразу попала к нам, пересадка кожи прошла успешно, через 14 дней ее выписали.
Но в материнских воспоминаниях все далеко не так спокойно.
– Помню, стою под операционной, а в голове ураган из мыслей. Как она появилась на свет, как слово первое сказала, как косички ей заплетаю… – голос Елены дает трещину. – А потом она лежит на этой огромной больничной койке – такая крохотная, столько к ней всего подключено… Если бы мне не помогали врачи – не подсказывали, не комментировали – не знаю, смогла бы я с этим справиться.
Маленькая Ирочка перенесла несколько операций по пересадке кожи и семь дней провела в реанимации на искусственной вентиляции легких. 31 декабря стало понятно – бой за эту жизнь врачи выиграли. И девочку выписали домой. Сейчас она уже совсем пришла в себя, бегает по дому, играет с сестренкой…
– Это самый лучший подарок, который мне делали на Новый год за всю мою жизнь! – признается Елена. – Врачи потом уже сказали мне – если бы мы отправились в Краснодар на «скорой», мы бы просто не доехали…
А КАК У НИХ?
По европейским стандартам количество вертолетов санавиации рассчитывается из показателя 1 на 800 тысяч жителей. При этом учитывается протяженность и рельеф территории, загруженность автодорог и количество труднодоступных населенных пунктов. По этим параметрам, Краснодарскому краю в своем авиапарке необходимо минимум шесть санитарных вертолетов.
ХРОНИКИ СПАСЕНИЯ
Сложнейший полет
Жительницу Крыма Аллу Бондаренко с разрывом брюшного отдела аорты в Краснодар пришлось экстренно перевозить на вертолете. На полуострове из-за проблем с электричеством ей помочь не смогли. В краевую клиническую больницу № 1 пациентку доставили поздним вечером. При ее диагнозе дорога была каждая секунда. Вертолету пришлось садиться на крышу под дождем, в темноте. Полет был сложным. Не менее сложная предстояла и операция.
– Половина пациентов с разрывом брюшного отдела аорты не выживают, но эта пациентка была прооперирована. Операция шла около трех часов. Большая кровопотеря, технические сложности, но, тем не менее, мы надеемся, что все закончится успешно, - рассказал руководитель сосудистого отделения НИИ ККБ № 1 Роман Виноградов.
Алла Бондаренко пришла в себя и сейчас проходит курс реабилитации.
Мальчик-уголек
До сих пор в Белореченском районе помнят эту историю. Как-то местные жгли камыши. Во дворе семьи Серковых играли дети. Двухлетний Дима попал прямо в огонь. Лицо обгорело полностью, сгорели щеки, лоб, подбородок, не было даже ушей. Ребенка отправили в Белореченскую больницу, где перевели на искусственную вентиляцию легких, так как огонь обжег и горло. Было решено вызвать санавиацию, и Диму доставили в ожоговый центр краевой больницы.
Весной 2012 года ожоговые хирурги «создали» новое лицо двухлетнему мальчику Диме Серкову, взяв кожу размером 24×18 см с его живота.
- 51 процент ожогов 4-й степени - можете представить? Мы увидели просто уголек на кушетке! – рассказывают врачи. – Если бы его не доставили вовремя, шансов на спасение было бы ноль.
Сейчас Диме уже восемь лет. Он весел, подвижен, как и раньше. Приезжает на обследования в ожоговый центр и пишет письма спасшим его жизнь врачам.
Угроза миновала
Восьмилетняя девочка из Апшеронского района буквально «горела изнутри». Высокая температура. Судороги. Родители вызвали «скорую». Медики Апшеронска оценили состояние девочки как критическое и пришли к выводу, что ее нужно срочно доставить в краевую больницу. Но везти девочку в жаркую погоду было слишком опасно, и районные врачи связались с краснодарскими коллегами, после чего была оперативно организована транспортировка ребенка вертолетом санавиации. Бригада краевых врачей доставила маленькую пациентку в Краснодар, в реанимационное отделение краевой детской инфекционной больницы. Там ребенку оказали требуемую помощь, и угроза ее жизни миновала.
Спасенная маленькая жизнь
Женщина с осложненной беременностью на сроке 25 недель была доставлена санавиацией в реанимационное отделение перинатального центра краевой клинической больницы № 2. После того, как ее состояние стабилизировалось, медикам пришлось ее экстренно прокесарить. Девочка родилась весом всего 460 граммов, и врачи приложили немалые усилия, чтобы спасти ей жизнь. Ребенок прошел несколько этапов выхаживания с применением самых передовых технологий при постоянном внимании ведущих специалистов в области акушерства и неонатологии Кубани. Малышке проводилась высокочастотная вентиляция легких, ей сделали операцию на глаза, поскольку была угроза потери зрения. Сегодня она растет и набирается сил.
Остаться активным
Врачи Краснодарской краевую клиническую больницу № 1 восстановили пациенту руку, поврежденную циркулярной пилой. Мужчину доставили в больницу вертолетом санавиации с рваной раной лучезапястного сустава, повреждением артерий, нервов, сухожилий и открытым переломом ладьевидной кости правой руки. Реплантацию конечности травматологи провели в два этапа. Сначала восстановили поврежденную кость, выполнили швы сухожилий и нервов, затем восстановили артерии и вены. По словам хирургов, после лечения пациент сможет вернуться к активной жизни
Фото Юрия Ходзицкого.