Кубанские Новости
Общество

Новая акция "КН" - "Н2О-ой": Мутные воды. А что у вас течет из крана?

Где самая чистая и грязная вода на Кубани? "КН" представляют премьеру рубрики H2O-ой (аш-два-ой). Наша цель - привлечь внимание

Пить – вредно

Самые проблемные населенные пункты выбирать долго не пришлось: станицы Должанская и Камышеватская в нашем антирейтинге, составленном по телефонным звонкам и письмам, бились за первенство. Вооружившись двумя тестерами – для измерения примесей в питьевой воде и уровня кислотности – мы отправились в путь.

Техническая = питьевая?

О станице Должанской «КН» писали не раз. Чаще рассказывали о природных красотах и интересных людях. Были и не столь радужные информационные поводы, как, например, памятное наводнение, случившееся в сентябре позапрошлого года. В этот раз позитива тоже не ожидали. Наши предположения оправдались практически сразу. Первый же станичник на вопрос о воде посоветовал нам проехать к Александру Бирюкову: «Он по воде уже несколько лет тут борется. У него и документы какие-то есть. А я шо, с детства оцю воду пью, привык».

Бирюков сразу согласился на беседу. Да еще и товарища по борьбе пригласил, Николая Кривошлыкова. Да-да, родственника того самого, из шолоховского «Тихого Дона». Николай Иванович много лет отдал военной службе, занимаясь экономикой и финансами. Поэтому к нам на встречу пришел с увесистым портфелем бумаг.

– Я уже настолько в наш водный мир погрузился, что со всех сторон его изучил. Самое удивительное, что нашу воду вроде бы как признали технической, но платим мы за нее как за питьевую. Вот я сейчас вам покажу, – из толстой папки на свет извлекается квитанция об оплате, где вода, действительно, не обозначена как техническая.

– И что это меняет?

– Так если официально вода признается технической, ее оплачивать нужно не по счетчику, а по нормативу. Водомеры не приспособлены к работе с жидкостью, где содержание примесей зашкаливает, – быстро ломаются. Потому законом предусмотрена другая схема оплаты. Более щадящая для потребителей. А с нас дерут, как за родниковую, – объясняет Кривошлыков.

Набираем воду из-под крана. Тестер рН регистрирует вполне приемлемый результат – около 7, что является нормой. А вот количество примесей шокирует. Результат 897. В таблице измерений опасной для здоровья считается вода с показателем от 500 единиц!

– Сейчас она еще прозрачная, – разглядывает емкость с жидкостью Александр Бирюков. – Чаще из крана что-то коричневое льется. Тогда бы померить – цифр на тестере не хватило бы.

Из Должанской мы уезжаем с солидным пакетом документов – ответов из прокуратуры, решений судов, ответов государственных инстанций, повествующих о долгой, но пока безрезультатной битве местных жителей за право пить чистую воду

Серединка на половинку

Вода в станице Камышеватской до недавнего времени считалась самой некачественной. В последний год ситуация улучшилась. Примерно в два раза. Но очень интересным способом.

Александр Воронкин, коренной станичник, нас уже ждал. После памятного приезда к ейчанам губернатора, когда поста лишился глава района, Воронкин стал местной знаменитостью, так как именно ему удалось поговорить с Вениамином Кондратьевым и рассказать о проблемах, с которыми каждый день сталкиваются станичники.

– Камышеватская делится на несколько «краев», – поясняет Александр. – Я живу на «Кубе», потому что радом с морем. Несмотря на то, что это самый конец станицы, вода у меня очень хорошая. Недавно пустили очистительную станцию, и я не нарадуюсь. Да вы сами проверьте.

Результаты теста показали всего 202 единицы примесей. Да и на вкус вода, пожалуй, как бутилированная. Кстати, уже в редакции мы потом замеряли воду из кулера, и она показала 210 единиц.

– Вот с той станции у нас запитали полстаницы. А остальные ржавчину пьют. Сейчас съездим на «Палестину» – там воду померяйте. Пить, правда, не рекомендую. С непривычки могут неприятности случиться.

Надежда Галявец не сразу поняла, с какой целью к ней приехали журналисты, но когда ей разъяснили, с готовностью пришла на помощь.

Здесь нас ждал рекорд – 988 единиц! Вода мутная, с неприятным запахом и желтоватым оттенком. Пить ее я действительно не рискнул. А Надежда Алексеевна улыбнулась на городскую робость:

– Пьем, а что делать? Да, если честно, меня больше не само качество беспокоит, а цена. Это сейчас, зимой, у меня в месяц 10 кубов выходит. А летом так и все 30. Это ж тысяча рублей! А тут еще вчера счетчики пришлось менять. Года не отработали и сломались. Мастер сказал, что из-за грязной воды. За все плачу.

Проехали мы и к новой очистительной станции. Сооружение, что и говорить, монументальное. Но почему тогда ее хватает только на половину жителей? За ответом отправились в районную администрацию

Воды много – воды не хватает

Владимир Пологовский, заместитель главы Ейского района по вопросам ЖКХ, строительства, архитектуры, транспорта и связи:

– Конечно, проблема с водоснабжением есть. Особенно остро она проявляется в июле – августе, когда потребление резко возрастает. Люди используют воду для полива, да и население кратно вырастает за счет отдыхающих.

– А решение у проблемы есть или только констатации?

– Изначально водоснабжение нашего района было замкнуто на водозабор в станице Ленинградской. Оттуда к нам и в несколько других районов (Щербиновский, Староминский, Кущевский, Крыловской районы, а также Азовский район Ростовской области) проведен магистральный водопровод. Эту систему построили еще в середине 80-х годов прошлого века, и она питала практически весь Ейский район качественной водой. Всего нам нужно 35 тысяч кубов, с учетом развития – до 40, а получаем до 28 тысяч.

– Скважина обеднела?

– Воды более чем достаточно. Ленинградский водозабор может поднимать в сутки 165 тысяч кубометров чистой воды. А добывает всего 65. причина в том, что больший объем невозможно прокачать по изношенным коммуникациям. При повышении давления не выдерживают трубы. Требуется капитальный ремонт магистрали. По предварительным расчетам, это стоит около миллиарда рублей.

– Все упирается в деньги…

– Не только. Эксплуатацией группового водопровода занимается ООО «Югводоканал». Нам очень хотелось бы знать о планах компании относительно ремонта сетей. Пока же такой определенности нет. Надеемся, что с помощью, в том числе, и вашей газеты нам удастся в ближайшее время получить необходимую информацию.

– Но ведь дело не только в малых объемах подачи. Вы сами утверждаете, что вода из Ленинградской качественная, а на выходе получаются запредельные концентрации примесей. Значит, дело в городских и поселковых сетях. Так?

– Безусловно. Инженерные сети сильно изношены и требуют ремонта или полной замены. Но здесь нам очень помогает край. За счет участия в целевых программах на основе софинансирования мы строим водопроводы, вводим новые объекты. Например, в Камышеватской станцию по очистке воды построили. Пока она работает не в полную мощность, так как нужно доделать пруды-испарители, но многие станичники уже получают качественную воду. Хотелось бы, конечно, все исправить за раз, но такие затраты единовременно потянуть невозможно.

– Вот о Камышеватской. Почему там только половина жителей получают нормальную воду?

– Мы подключали всю станицу к новой воде. Однако в той ее части, где сети изношены, фактически поили землю. Проще говоря, до конечных потребителей доходила едва ли треть поставляемой воды. Поэтому приняли решение пока подавать очищенную воду только по относительно новым сетям. Со временем подключим всех. Но и сейчас все могут использовать качественную воду, набрав ее совершенно бесплатно из колонки.

– А Должанская? Уверен, что после нашей публикации нам будут звонить и жители других станиц, рассказывая о грязной воде…

– На мой взгляд, самый реальный выход из ситуации – это возврат к схеме подачи воды из Ленинградской. Мощности водозабора позволяют полностью напоить и наш район, и другие. Притом, повторюсь, вода оттуда качественная. Есть и у нас запасы хорошей воды. Но для ее добычи необходимо создавать новую инфраструктуру. Сейчас водному вопросу уделяется особое внимание. Поэтому, думаю, решения по нему вскоре появятся.

P.S. Мы ждем ваших писем и телефонных звонков. У вас грязная вода? Тогда мы идем к вам.

Таблица загрязненности воды

Значение TDS-метра (ppm)

Описание значения

От 0 до 50

идеальная питьевая вода (многоуровневая очистка)

От 51 до 169

приемлемая для питья (обычно после бытовых фильтров)

170

тяжелая вода

От 171 до 300

вода на грани допустимого

От 300 до 500

неприятная и неприемлемая для приготовления чая

Свыше 500

опасная для здоровья

** — Данные цифры не распространяются на специальные лечебные и минеральные воды

iprytyka@kubnews.ru

Фото Ивана СЕМЕНЦА