Кубанские Новости
Общество

Кто заказал российскую медицину

Шум вокруг известного хирурга-трансплантолога Паоло Маккиарини, разгоревшийся после показа документального фильма «Эксперименты»

Среди прочих обвинений в адрес профессора Маккиарини – непрофессионализм при проведении операции по пересадке трахеи в Краснодаре. За комментариями «Кубанские новости» обратились к ведущим российским и кубанским торакальным хирургам.

Итальянские страсти

Еще недавно мировая общественность трубила о профессоре Паоло Маккиарини, как о новаторе в области регенеративной медицины. А пресса пела дифирамбы его ноу-хау по трансплантации трахеи, созданной в лабораторных условиях с использованием собственных стволовых клеток пациента и синтетического каркаса. Это фантастика, ставшая реальностью, - пестрели газетные заголовки и ТВ-анонсы. Сегодня имя хирурга-новатора снова в центре внимания СМИ. Но тональность статей и сюжетов кардинально поменялась.

Скандал вокруг профессора разразился после документального фильма «Эксперименты», вышедшего в эфир в Швеции и подхваченного социальными сетями. Авторы ленты утверждают, что Маккиарини нарушил врачебную этику, предварительно не отработав методику на лабораторных животных, не поставив больных в известность обо всех рисках экспериментального хирургического вмешательства и детально не проанализировав состояние этих людей после операции. В фильме приводятся факты о смерти бывших пациентов профессора в Швеции и в России. В их числе – жительница Санкт-Петербурга Юлии Туулик, которая была прооперирована Паоло Маккиарини и бригадой российских врачей в Краснодарской краевой клинической больнице №1 в рамках Мегагранта, выделенного российским правительством. А буквально на днях, уже в отечественной прессе появилась статья, утверждающая, что Юлии вовсе не была показана операция. «Вместо того чтобы развивать российскую медицину, грант Правительства РФ оборвал жизнь женщины, которая могла жить много лет», - заявляет автор.

Обвинения и опровержения

Специалисты Краснодарской краевой клинической больницы №1 возмущены и тоном, и содержанием документального фильма и статьи. Но отбросим эмоции. Главный врач больницы Владимир Порханов приводит факты, не оставляющие камня на камне на доводах, которые активно муссируются в «желтых публикациях».

Юлия Туулик умерла осенью 2012 года, через год и три месяца после экспериментальной трансплантации трахеи, проведенной в Краснодаре иностранным хирургом Паоло Маккиарини.

Юлия Туулик прожила почти вдвое дольше. Она умерла осенью 2014 года через 2 года и 3 месяца после операции, проведенной бригадой российских хирургов, в состав которой входил Паоло Маккиарини.

Мегагрант был выделен Кубанскому медицинскому университету, пригласившему Маккиарини в качестве ведущего ученого.

Грант был предназначен для проведения научно-исследовательской работы. Клинические исследования были только его частью. Главная цель, которую преследовал проект - создание в Краснодарском крае инфраструктуры для развития технологии создания тканеинженерных конструкций, которая сегодня работает и развивается без участия Паоло Маккиарини.

В Швеции Маккиарини оперировал обреченных людей. А у Юли Туулик неизлечимого заболевания не было.

С этим утверждением категорически не согласен питерский профессор Игорь Мосин. В 2012 году он, будучи заведующим хирургическим торакальным отделением первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени И. П. Павлова, консультировал Юлию Туулик и первым, после тщательного обследования, предложил ей поэтапное операционное вмешательство.

- Юлия была глубоко нездоровым человеком, теряла сознание, потому что не могла дышать, разговаривать. Я ее наблюдал, обследовал. Это все зафиксировано в медицинской документации, - отмечает заместитель главного врача краевой клинической больницы №1 Игорь Поляков. С ним согласна заведующая рентгеновским отделением краевой клинической больницы №1 Ирина Зяблова, которая руководила обследованием женщины перед операцией.

Эти факты подтвердил Международный консилиум, в который, кстати, входили и специалисты шведского Каролинского института. Аналогичное заключение после проверки в Краснодарской краевой клинической больнице №1 сделала и комиссия Росздравнадзора.

Кубанский медицинский университет объявил конкурс для желающих оперироваться у Паоло Маккиарини, и Юлия Туулик предложила себя.

Такого конкурса не было и не могло быть! Отбор кандидатов для участия в клиническом исследовании осуществляется по строгой процедуре. В списке Международного консилиума было 11 пациентов. Имена всех больных предложили их лечащие врачи.

Мегагрант по привлечению профессора Маккиарини, полученный Кубанским медицинским университетом, продлен на 2016 год.

Мегагрант закончился 31 декабря 2015 года, согласно предусмотренному конкурсной документацией графику. На сегодняшний день, лаборатория фундаментальных исследований Международного научно-исследовательского клинико-образовательный центра регенеративной медицины, созданная в рамках гранта, продолжает работать и развиваться на средства Кубанского государственного медицинского университета.

Лаборатория фундаментальных исследований уже экспериментирует не только с трахеей, но также с легкими, сердцем, пищеводом и диафрагмой из синтетического материала.

Лаборатория с самого начала работала над созданием тканеинженерных конструкций этих органов на мелких и крупных лабораторных животных из биологического (донорского), а не синтетического материала. Результаты этих исследований были опубликованы в международном журнале “Biomaterials”.

МНЕНИЯ:

Владимир Порханов, доктор медицинских наук, профессор, главный врач Краснодарской краевой клинической больницы №1

- Паоло Маккиарини я знаю уже лет 15 как блестящего ученого. Любые прорывные технологии нуждаются в тщательном обсуждении и изучении, но никак не в обсуждении на страницах «желтой» прессы. Вспомните, когда такая статья откинула российскую трансплантологию на многие годы назад и погубила сотни или тысячи жизней! Вот кто является душегубом. Я имею ввиду публикацию в 2003 году - скандал вокруг 20-й московской больницы, врачей которой обвинили в незаконной трансплантации органов. После этого пересадка органов в отечественной медицине была отброшена на 30 лет, а молодые перспективные специалисты стали уезжать за границу, а пациенты умирать. Повторения этой ситуации допустить нельзя!

Владимир Паршин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением торакальной хирургии Первого московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова

- Инцидент с операциями Паоло Маккиарини коснулся и меня лично. Обсуждается сейчас факт о том, что первая в нашей стране операция по методу Маккиарини была проведена в 2010 году пациентке из Казахстана Жадыре Игликовой. Вместе с Паоло Маккиарини ее оперировал я. Вышла статья, автор которой утверждает, что после операции я не интересовался судьбой этой пациентки. Это откровенная ложь и глупость! Такого рода операции выполняются в единичном варианте. И хирурги, уважающие себя, будут после отслеживать состояние своих больных. Заявляю - на сегодняшний день Жадыру Игликова жива, мы общаемся практически каждый месяц, раз в полгода она проходит обследование.

Вообще история хирургии трахеи насчитывает больше сотни лет. Но проблема по замещению обширных циркулярных дефектов этого органа до сих пор не решена. И если хирург на сегодняшний день пытается помочь человеку, после выполнения всех этических норм и экспериментальных, его надо поощрять. А не полоскать его имя. После этой шумихи с Паоло Маккиарини пришлось приостановить программу в нашем отделении. А у нас есть больная, у которой трубка стоит в одном бронхе, другое легкое практически не дышит. Ей нужно менять трахею всю. И мы были вынуждены выписать ее домой. И доживет ли она до пересадки, я не знаю. Поэтому мое мнение, прежде чем поднимать протестную волну, нужно дождаться окончательного решения медицинского профессионального сообщества, которое даст четкую оценку этой методике.

Петр Яблонский, главный торакальный хирург России, доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Минздрава РФ

- Я сам с синтетическим направлением не знаком. Мы работаем с биологическими матрицами, и мне это направление нравится. Но я не исключаю, что синтетические матрицы перспективны. Уже сегодня искусственные суставы, протезы, хрусталики успешно используются в медицине. Более сложные манипуляции, как с трахеей, должны пройти соответствующую экспериментальную базу, а потом внедрятся в клиническую медицину. И мы, хирурги, мечтаем о том времени, когда через 10-15 лет у нас будет банк органов и тканей, выращенных или путем нанесения стволовых клеток на каркас или новым совершенно методом полученных. А мы будем брать их из банка и лечить пациентов, пострадавших, к примеру, в авариях. Будем надеяться на это.

Биореактор «вырастит» трахею

И не только ее. Международный научно-исследовательский клинико-образовательный центр регенеративной медицины, созданный на деньги правительственного Мегагранта, сегодня оправдал вложенные в него немалые средства. Нам показали лабораторию фундаментальных исследований в области регенеративной медицины Кубанского государственного медицинского университета. В ее биореакторах, которыми, кстати, может похвастать не каждый солидный зарубежный университет, «выращивают», а правильнее, создают, тканеинженерные конструкции сердца, легких, пищевода и диафрагмы.

- Основная наша работа сегодня - создание органов на основе биологического каркаса. Причем, лаборатория работает с мелкими лабораторными животными - крысами, и с низшими приматами. Орган помещается в специальный раствор, где идет его обработка, то есть «обесклечивание». В результате все донорские клетки, которые представляют иммунологическую угрозу и могут потом спровоцировать отторжение, отмываются до получения чистого белесоватого каркаса. А уже на следующем этапе мы засеиваем его стволовыми клетками. И получаем орган, готовый к пересадке, - терпеливо объясняет руководитель лаборатории, кандидат медицинских наук Елена Губарева, показывая хитрые приборы.

Сегодня в лаборатории фундаментальных исследований работают десять перспективных ученых, которых отбирали из разных муниципалитетов края. Своими успехами сначала в обучении, а потом и в научных исследованиях они доказали, что достойны продолжать работу в области регенеративной медицины.

Ни один скандал не должен сказаться на приоритетном научном направлении в целом

- Сотрудники лаборатории прошли стажировку в России и за границей, кстати, также на средства Мегагранта. То есть, Мегагранты дали возможность развивать проекты не только столичным, но и региональным вузам страны. Благодаря этому на Кубани появилась возможность и в клиническом плане, и в области фундаментальной медицины создать у себя то, что имеют лучшие медицинские центры мира, - уверен профессор, проректор по научно-исследовательской работе Кубанского государственного медицинского университета Андрей Редько, - как бы не относились к Паоло Маккиарини, главное, что удалось сделать благодаря ему, это получить Мегагрант и создать лабораторию. А сегодня университет взял на себя большую ответственность и самостоятельно финансирует лабораторию. Ни один скандал не должен сказаться на таком приоритетном научном направлении, как регенеративная медицина в целом. Я считаю, исследования в этой области необходимо продолжать, и они продолжаются.

Наибольших результатов ученым лаборатории удалось добиться в области создания диафрагмы. Лабораторная крыса, которой пересадили часть такого органа, дожила до старости. Успехи кубанцев не остались незамеченными. С лабораторией готовы работать специалисты главного вуза страны - Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. На днях был подписан рамочный договор о сотрудничестве в новом направлении - по созданию тканеинженерной почки.

А что же Паоло Маккиарини? На сегодняшний день Каролинский институт, на базе которого он проводил свои основные исследования, расторг контракт с профессором. Сам Маккиарини отрицает все обвинения в свой адрес. В интервью журналу Nature он заявил: «Я не признаю себя виновным, нанял адвокатов и собираюсь принять срочные меры, чтобы восстановить свою репутацию».

ФОТО: Ивана СЕМЕНЦА.

Кстати:

Проект Кубанского государственного медицинского университета по созданию Международного научно-исследовательского клинико-образовательного центра прошел жесточайший отбор. На получение Мегагрантов было подано более 500 проектов. Одобрены только 37, кубанский в их числе.

На создание Международного научно-исследовательского клинико-образовательного центра в рамках правительственного Мегагранта было выделено 150 млн рублей. Из них больше 70 млн. рублей ушло на ремонт и оборудование для лаборатории фундаментальных исследований.