В конце минувшего года положение вещей обсуждалось на Совете безопасности в Приморско-Ахтарском районе. На многих степных реках построены сотни дамб, которые давно перестали выполнять свои функции орошения близлежащих полей. Более того, 800 дамб вообще бесхозные, возведены, построены незаконно. Шла речь в том числе и о полном запрете на промышленную добычу всех видов рыб и рака в азовских лиманах на несколько лет, кроме Ейского, Бейсугского и Ахтарского.
Как сейчас обстоят дела в Азово-Кубанских лиманах, нашему корреспонденту рассказывают Олег Денисенко, руководитель краснодарского отделения Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, кандидат биологических наук, Андрей Пашков, заместитель руководителя отделения, и Сергей Вишневский, старший научный сотрудник.
- Первый вопрос: какое значение для нашего края имеют Азово-Черноморские лиманы?
Олег Денисенко:
- Рыбохозяйственное значение мелководных лиманов дельты реки Кубани и малых степных рек Восточного Приазовья - Еи, Бейсуг, Челбас и многих других трудно переоценить. Здесь воспроизводилось до 90 процентов судака, практически вся тарань, которую вылавливали в Азовском море. Лиманные нерестилища, говоря специфическим языком, не только обеспечивали высокий промысловый возврат так называемой полупроходной рыбы (судака, тарани, леща и др.), но и ежегодно давали более 2,5 тысяч тонн ценной товарной рыбы.
- А сейчас?
- Процесс эволюции и отмирания лиманов происходит довольно быстро. Во-первых, это связано с тем, что устья рек являются наиболее изменчивыми, что определяется внутренними закономерностями. Лиманы мелководны, они интенсивно зарастают растительностью, их котловины заполняются наносами. Сюда надо приплюсовать еще и перераспределение стока воды, обваловывание русел и водоемов, поступление сбросных вод. Изменяется уровень и солевой состав воды.
- Это дело рук человека?
- Во многом, да. В 60-х годах прошлого века, в период высокой рыбопродуктивности лиманов, их питание осуществлялось только речными водами. Сейчас среднегодовое поступление пресной речной воды в лиманы - 45-60 процентов от нормы. Остальная вода поступает по сбросным каналам рисовых систем. Это внесло существенные изменения в сезонное водоснабжение лиманов пресной водой. Ее стало не хватать, что резко снизило эффективность захода производителей судак и тарани на нерест.
- А в чем заключается опасность для существования самих? Они исчезают?
Андрей Пашков:
- Можно и так сказать. Последняя аэрофотосъемка лиманов проводилась в 1988 году. По тем данным, общая площадь кубанских лиманов составляла 136 тысяч гектаров. По состоянию на конец 2009 года, площадь лиманов составила менее 126 тысяч гектаров. То есть за 20 лет они уменьшились на 10 тысяч гектаров. Чтобы этого не происходило, надо хорошенько думать, как снова в достатке обеспечить лиманы речной водой.
- Что для этого требуется?
- Комплекс мелиоративных работ. Не секрет, что в маловодные годы резко сокращается ширина и глубина подающих водотоков и морских гирл. Они перекрываются барами, зарастают тростником и камышом. А это зачастую становится непреодолимой преградой для прохода рыбы в нерестилища. К тому же, заиливаясь, значительно уменьшаются нерестовые и нагульные площади. Бывает и так, что из-за нехватки воды после нереста молодь проходных рыб, не найдя выхода из лиманов, выедается хищными рыбами. В особо сложном состоянии находятся межлиманные соединения Челбасской группы, Западной подгруппы Ахтарско-Гривенских лиманов, Жестерских и Куликовских лиманов.
Олег Денисенко:
- За последние годы наука не раз поднимала вопрос и вносила предложения по перекрытию образовавшихся каналов, через которые пресные воды сбрасываются в Азовское море. Мы убеждены, что перекрытие излишних водотоков, как природного, так и техногенного характера, позволит улучшить экологическую ситуацию этих водоемов, испытывающих постоянный дефицит пресных, особенно речных вод.
Сергей Вишневский:
- Я бы хотел коснуться еще одной важной проблемы – выкос растительности на нерестилищах промысловых рыб. Мы уже отмечали, что лиманы зарастают, сокращается чистое зеркало многих водоемов. Исследования показывают, что водная растительность Азово-Кубанских лиманов оценивается более чем в 2 миллиона тонн. В начале 80-х годов этот показатель составлял 1,193 миллиона тонн. Можно смело говорить о том, что биомасса водной растительности в наших лиманах увеличилась в 1,7 раза. Это как раз связано со значительным сокращением мелиоративных работ.
Опять-таки, из-за ухудшения водоснабжения и проточности рек лиманы интенсивно заполняются иловыми наносами и продуктами распада отмирающей водной растительности, теряя свою продуктивность. Сейчас 80 процентов водного зеркала лиманов покрыто погруженной водной растительностью, а в отдельных водоемах этот показатель доходит до 100 процентов. Зарастание водоемов привело к сокращению воспроизводственных площадей для судака на 80 процентов, а для тарани на 22 процента. В лиманах появляется менее ценная рыба – тюлька, чехонь, пузанок, чего раньше не было. Для ценных пород рыб места становится все меньше.
- Какие меры предлагают предпринять ученые?
Олег Денисенко:
- Надо провести ревизию незаконно построенных дамб, чистить русла рек, заниматься мелиорацией. Все это, конечно, требует больших капитальных вложений. А еще мы предлагаем использовать в качестве биологических мелиораторов растительноядных рыб. Подсчитано, что после зарыбления водоемов растительноядными рыбами – белым амуром и толстолобиком - процент зарастания водоемов сократится до 10 - 15 тысяч гектаров. До величин, оптимальных для захода на нерест судака и тарани, а также нагула молоди и возвращения ее в море. Повысится прозрачность воды, интенсивней начнет развиваться фито- и зоопланктон. Восстановятся природные границы участков нагула молоди ценных промысловых видов рыб, увеличится кормовая база. Мы также рассчитываем, что выход из икры и выживаемость личинок судака и тарани должны увеличиться в несколько раз и выйти на уровень 70-х годов прошлого столетия.
К тому же сами растительноядные рыбы обладают отменными вкусовыми качествами, а с одного гектара водной площади мы можем получать тысячи тонн ценной продукции.
- Так давайте зарыблять наши лиманы толстолобиком и белым амуром!
- Давайте. Только и здесь не все так просто. На биологическую мелиорацию в былое время выпускали в лиманы до 10 миллионов штук молоди. Сейчас в разы меньше. Вопрос производства молоди растительноядных рыб тоже ждет своего решения. Закрылось немало рыборазводных заводов. Что будет дальше, покажет время. И это еще одна тема для детального разговора.
КОММЕНТАРИЙ ЭКПЕРТА:
Артем ШЕВЧЕНКО, руководитель управления рыбохозяйственного комплекса министерства сельского хозяйства Краснодарского края:
- Действительно, растительноядные рыбы могут помочь нашим лиманам. Но я несколько не соглашусь с наукой. Мощностей у нас хватит, чтобы вырастить необходимое количество молоди и зарыбить водоемы. По-прежнему могут производить посадочный материал Шапариевский, Курчанский, Ангелинский рыбхозы и воспроизводственные участки Росрыболовства. Другое дело, что на все нужны деньги. Решением этого вопроса мы сейчас занимаемся вместе с федеральным агентством по рыболовству.