Имя, собранное из обломков
В мае 2016 года поисковики отряда «Кубанский плацдарм» обнаружили в лесу обломки советского самолета. До наших дней уцелело не много. Небольшие куски металла и стекла были разбросаны вокруг воронки. Но даже их оказалось достаточно для того, чтобы специалисты в области авиации смогли безошибочно определить тип крылатой машины: Як-1б. Установить имя пилота, управлявшего истребителем, удалось благодаря куску от двигателя, на котором сохранилась лишь цифра «1» заводского номера мотора. Почти месяц ушел на изучение архивных документов. Поисковики выяснили, что среди всех Як-1, потерянных в боях в этом районе, только у одного номер двигателя заканчивался на единицу. И это машина капитана Федора Свеженцева, воевавшего в 812-м истребительном авиационном полку (ИАП). Человека без преувеличения легендарного.
Если в небе, значит бой
Он родился в 1916 году в селе Маламино Успенского района Краснодарского края. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии. Четыре года спустя Свеженцев окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков. В декабре 1942 года был направлен в формирующийся 3-й истребительный авиационный корпус и назначен на должность командира звена 812 ИАП. 19 апреля 1943 года соединение прибыло на Кубань из Резерва ставки Верховного главнокомандующего. А на следующий день корпус прошел боевое крещение. Утром в небо поднялись шестнадцать Як-1б. За штурвалом одного из них находился и Федор Свеженцев.
Уже в первой схватке он сбил два самолета противника: Ме-109 и Фв-189. И счет увеличивался до 8 мая. В этот день летчики получили боевую задачу прикрывать боевые порядки советских войск в километре от Неберджаевской. «Ястребки» задали жару «мессерам», превосходящим в численности. Одного подбили. В пылу схватки у капитана Свеженцева закончился боекомплект. И тут получил повреждения его ведомый самолет. Защищая товарища, командир звена решился на таран. Подмяв с хвоста машину противника, он выбросился из кабины с парашютом. Но в воздухе был расстрелян фашистскими истребителями. Уже на земле его тело нашли наши пехотинцы. Они похоронили героя на кладбище, расположенном неподалеку.
- По результативности боев капитан Федор Свеженцев превосходит многих прославленных асов. Все его 29 вылетов были боевыми. Немногим более чем за две недели на фронте он сбил 11 (!) самолетов противника, - рассказал «КН» Евгений Порфирьев, заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм». – За это время был дважды награжден орденами: Отечественной войны II степени и Красного Знамени. Несмотря на то, что погиб летчик на глазах свидетелей, он долгое время числился пропавшим без вести. Его имя не увековечено ни на одном из воинских мемориалов, его нет в Книгах Памяти.
Экскурсия в 43-й
Общий сбор участников памятной экспедиции был назначен на въезде в хутор Новоукраинский.
- Сами дороги не найдете, - объяснил Евгений Порфирьев, заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм».
В назначенный час на «пятачке» ожидали шесть машин. Приехали поисковики, журналисты, внук погибшего летчика, родственники его однополчанина. Дружной колонной проследовали через населенный пункт, а дальше по ухабистой проселочной дороге. Внедорожники с провожатыми помчали лихо, поднимая клубы пыли. Легковушкам же пришлось туго. Они то и дело цеплялись дном. Повезло, что давно не было дождей. Иначе засели бы в первой же яме. Минут через тридцать останавливаемся на лесной полянке. Теперь пешком. Огибая деревья, пробираясь через густые кустарники и траву, идем на пригорок. Финишируем у неглубокой ямы в русле пересохшего ручья. Сложно догадаться, что 73 года назад здесь упал самолет. Корпус крылатой машины развалился от удара. Большие куски в послевоенные годы кто-то из местных сдал на металлолом. Все, что удалось найти, поисковики собрали. Закопченные от огня куски стекла, металлические трубки, кольца.
- Окантовка кабины. Волнистая была только на Як-1б, - Евгений достает из груды рейку. Потом показывает отбитый кусок, как выяснилось, двигателя, с едва виднеющейся цифрой. Именно эта деталь помогла установить имя летчика.
Три Федора
Несколько осколков взял на память внук Федор Иванович. К слову, разыскала его редакция газеты «Рассвет» Успенского района. Он пенсионер, живет в том самом селе Маламино, работал механизатором. И у него есть внуки. Одного из парней тоже величают Федей. Только вот фамилия у них не Свеженцевы, а Свежинцевы. Когда досадная опечатка вкралась в документы продолжателей славного рода, уже никто и не помнит. Есть и еще одно расхождение – в отчестве самого летчика. В военных бумагах он Климентьевич, а родственники заверили, что Климович.
Выбравшись из леса, снова рассаживаемся по машинам. Проезжаем хутор-призрак. Домов нет, кое-где из травы виднеются лишь очертания былого фундамента. Снова полянка, и снова ныряем под сень деревьев. Только приглядевшись, можно понять, что мы на кладбище. Поисковики довольно оперативно устанавливают именную табличку, укрепив ее бетоном. Понятно, что им это не впервой.
Федор Иванович привез с собой венок, цветы и горсть успенской земли. Ее он высыпал у подножия памятного знака. Держался молодцом, но больше молчал.
– Далеко же залетел дед, – уже под конец торжественной, или, правильнее будет сказать, душевной, церемонии тихо произнес Федор Иванович. Он обращался не к собравшимся, скорее, адресовал фразу тому, кто покоится где-то здесь. Могилу уже не найти. Погост старый и почти заброшенный. Уцелели всего несколько каменных плит. Деревянные кресты давно истлели. Разрослись лещина и кусты кизила, сделав дорожки непроходимыми. Но место это теперь точно не будет забыто. Федор Иванович вернется сюда со своими сыновьями и внуками, чтобы они знали, где воевал, погиб и похоронен их родной герой.