Кубанские Новости
Общество

Надежда ЮШИНА: "Мы должны учить "разговаривать с орфограммами"

Учительница без званий и наград, которая при этом выпускает 100-бальников и считает, что русский язык и литературу должны препод

Сама она эти предметы в школе № 10 станицы Новомышастовской Красноармейского района преподает уже 50 лет. Только за последние два года трое ее выпускников получили на ЕГЭ возможный максимум баллов. 50 процентов ее учеников стабильно сдают ЕГЭ с результатами выше 90 баллов. Средний показатель в ее классе в этом году – 85 баллов.

При этом у Надежды Павловны нет высшей категории и великих наград, потому что в свое время, в силу обстоятельств, не смогла завершить обучение в вузе. Но она за официальным признанием и не гонится. Ее главная награда – звание «Народный учитель, которое она получила по итогам общественной акции, проведенной газетой Красноармейского района «Голос Правды» в прошлом году.

Наш сегодняшний разговор с этим уникальным педагогом – о современном образовании.

– Надежда Павловна, начнем с традиционного сейчас вопроса: вы за ЕГЭ или против?

– Вопреки мнению многих моих коллег подготовка к ЕГЭ по русскому дает неплохую систему знаний. Тестовые задания доведены до совершенства: охвачены все разделы предмета. Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно знать русский язык глубоко и всесторонне. Но у меня нет цели «натаскивать» учеников на тесты. Я говорю ребятам: «Мы должны научиться «разговаривать с орфограммами». Они сначала смеются, но зато потом, часто после окончания школы, понимают, насколько важно знать не только, как писать то или иное слово, но и почему именно так, а не иначе. И, кстати, уверенность в знаниях делает ребят стрессоустойчивыми. А на экзаменах это незаменимо.

Еще один плюс ЕГЭ в том, что сельским школьникам предоставляется возможность поступить в любой вуз страны. Для них открываются двери лучших университетов Москвы и Санкт-Петербурга, что раньше было мечтой. Многие мои выпускники учатся в столицах. К примеру, Ксения Галенчина без проблем поступила в московский вуз, а ведь приехала к нам в станицу в 7 классе из той же Москвы с пятью «тройками». Ее путь к успешной сдаче ЕГЭ был очень тернист – она нелегко привыкала к моим «разговорам с орфограммами»...

А насчет ЕГЭ по литературе с разработчиками во многом можно не согласиться. Лично для меня экзамен по литературе всегда был праздником: от радости за умение выпускников рассуждать, делать выводы, переводить образы в краски. ЕГЭ заключает знания детей в определенные рамки. У меня был ученик, который обожал поэзию. На экзамене он рассказал одно стихотворение, другое, потом признался, что знает наизусть все 647 стихотворений, занесенных в экзаменационные билеты. Стал бы он читать эти стихи с таким вдохновением перед монитором? И как может компьютер оценить глубину понимания образа?

Я вообще считаю, что назрела необходимость сделать преподавание русского языка и литературы раздельным. Очень тяжело одному учителю вести оба этих сложных предмета. Думаю, что когда-нибудь к этому выводу придут и в Министерстве образования.

– Как вы приучаете учеников к чтению и надо ли вообще сегодня читать?

– Конечно, читать надо. Причем не электронные, а настоящие книги. Когда я рассказываю о каком-то произведении, то пропускаю все прочитанное через себя. Как-то мы обсуждали «Телеграмму» Константина Паустовского, и я призналась без утайки, что история главной героини Насти – и моя тоже. И, увы, мой грех. Очень много в русской литературе произведений, которые заставляют увидеть себя со стороны и переоценить свои поступки.

– Какие 10 книг должны обязательно прочитать современные школьники?

– Сегодняшним детям при их загруженности сложно одолевать такие глобальные произведения, как «Война и мир», «Тихий Дон», «Братья Карамазовы», «Хождение по мукам» и другие. А ведь это наше все. И мы настоятельно советуем старшеклассникам отложить какие-то поездки, забыть где-то про личную жизнь, чтобы читать хотя бы на каникулах. Но и за три летних месяца невозможно перечитать все. Поэтому я рекомендую детям небольшие, емкие произведения, такие как «Матренин двор» Александра Солженицына, «Юшка» Андрея Платонова, «Свеча горела» Майка Гелприна. И стопроцентно надо читать и перечитывать пушкинского «Евгения Онегина», лермонтовского «Героя нашего времени», «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Белую гвардию» Михаила Булгакова, «Обрыв» Ивана Гончарова, «Гранатовый браслет» Александра Куприна, «Мужики и бабы» Бориса Можаева. Это литературные образы нашей жизни, без которых духовный мир человека не будет полным.

– Надежда Павловна, как вы относитесь к репетиторству?

– Сама я репетиторством не занимаюсь. Есть ребята, которые приходят ко мне в школу на дополнительные занятия. Думаю, этого им достаточно. И, наверное, я бы обиделась, если бы кто-то из моих учеников начал ходить к репетитору. Однако бывают разные ситуации. Есть дети, которые что-то не успевают в рамках школьной программы. Есть те, кто поздно находит себя и в учебной гонке не может догнать упущенное. Тогда ему приходится, как выразился Сергей Есенин, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Я часто повторяю эту цитату, потому что она актуальна в нарушенном ритме нынешней жизни.

– Скажите честно, исходя из своего опыта: совместим ли учительский труд с полноценной личной жизнью? Бытует мнение, что человек может достичь всего желаемого либо на работе, либо дома, а одно другому, как правило, мешает.

– Да, профессия учителя – одна из самых сложных в плане совмещения с личной жизнью. Есть, конечно, много успешных педагогов, у которых все ладится: и в семье, и в школе. Во многом это, кстати, зависит от их супругов. Поэтому, когда мы с коллегами встречаемся за праздничным столом, звучит мое коронное: «А следующий тост – за мужей, которые стоически выносят все тяготы жизни с женой-учителем».

Многим моим выпускницам трудно найти спутников жизни, равноценных с ними по интеллекту. Одна мама как-то благодарила меня за то, что ее дочь получила хорошее образование в школе. Но вместе с тем призналась, что моя наука мешает девушке выйти замуж: «Не хочет связывать свою судьбу с тем, кто не знает, как ставится ударение в слове «позвонишь».

Р. S.

Во время нашего разговора Надежде Павловне позвонила одна из ее учениц, Алена Коновалова, поступившая в этом году на факультет журналистики Кубанского госуниверситета.

– Вы – самый замечательный учитель, – сказала она. – Сейчас нас гоняют как раз по темам, которые вы задавали весь последний год. Ни у кого больше такой подготовки в школе не было!

Юлия КАРПЕНКО, корреспондент газеты Красноармейского района «Голос правды»

Фото автора