Кубанские Новости
Общество

«Аэрокобру» «покрышкинского» полка нашли кубанские поисковики

Управлял ею младший лейтенант Островский – ведомый Покрышкина. Легендарный летчик считал парня своим названным сыном.

В сентябре поисковики «Кубанского плацдарма» обнаружили между хутором и станицей Эриванскими место падения самолета. Специалисты без труда идентифицировали его как Р-39 «Аэрокобра» - по английским надписям на табличках и боеприпасам.

Удалось им установить и личность пилота, управлявшего крылатой машиной. Им оказался 21-летний младший лейтенант из 16 ГИАП Василий Островский – уроженец Орловской области. Он не вернулся с боевого задания 24 апреля 1943 года. По документам Центрального архива Минобороны РФ, он до сих пор числится пропавшим без вести. Хотя, по воспоминаниям местных старожилов, летчик мог быть захоронен на местном кладбище.

Картину боя, который разразился в кубанском небе в тот день, поисковики восстановили по боевому донесению 16 ГИАП:

«24.04.1943 г. в период 17:10 — 18:15 две восьмерки Аэрокобр, ведущие майор Крюков и капитан Покрышкин сопровождением прикрывали 12 Б-3. В районе Абинская обнаружили сзади на одинаковом курсе 6 Ме-109, которые в бой не вступали. Бомбардировщики держали курс на Новороссийск. Через 1-2 минуты появились еще 4 Ме-109, а при подходе к цели, выше со стороны солнца обнаружили группу до 10 Ме-109. Командир группы непосредственного прикрытия майор Крюков приказал экипажам внимательно следить за противником. В районе Новороссийска 6 Ме-109 произвели ложную атаку сзади для привлечения на себя ударной группы (две четверки, ведущий Покрышкин). При развороте бомбардировщиков на боевой курс мессершмитты попарно со стороны солнца начали атаковать Б-3. Огонь открывали с дистанции 800-500 метров, атаки были отбиты, один бомбардировщик пошел со снижением в сторону Геленджика. Его прикрывали 2 Аэрокобры. Вторую шестерку бомбардировщиков, идущую в колонне, атаковало 4 Ме-109, а их атаковали своей четверкой капитан Покрышкин. Ведущий Ме-109 плавно накренился на нос и загорелся. Сзади снизу на бомбардировщиков пошло в атаку 4 Ме-109 и еще 6 Ме-109 пытались атаковать сверху в хвост. Атаку снизу отразил своей четверкой Фадеев, атаку сверху отбил четверкой капитан Тетерин. Одиночным истребителям противника удавалось прорваться через ударное прикрытие, но они перехватывались умело маневрирующей группой непосредственного прикрытия.

В результате оборонительного боя мл. л-т Ефимов, ст. л-т Фадеев, мл. л-т Табаченко, к-н Покрышкин, л-т Старчиков сбили по одному Ме-109, еще один Ме-109 поврежден ст. л-том Фадеевым.

С боевого задания не вернулись л-т Ершов, мл. л-т Островский и мл. л-т Сапунов.

Пилот Островский отстал по пути к цели в районе Абинская, пошел со снижением, место нахождения неизвестно».

- Островский был ведомым у Покрышкина и по воспоминаниям однополчан, Александр Иванович испытывал к Василию отеческие чувства. После получения известия о казни немцами всей семьи Островских, Покрышкин назвал Василия своим сыном, - рассказал Евгений Порфирьев, заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм». - В мемуарах, написанных уже после войны, Покрышкин в подробностях описал последний бой своего ведомого. Его самолет в районе Абинской неожиданно был атакован и подбит парой Ме-109, но Островский сумел выброситься из горящего самолета на парашюте. Уже в воздухе он расстрелян немецкими летчиками.