Кубанские Новости
Общество

Заслуженная артистка УССР Ирина Шевчук: Я не хочу стареть

Наши бабушки и мамы знают ее, как Риту Осянину из фильма «А зори здесь тихие». Молодежь – как вице-президента популярного анапск

ОтШОКировали?

- Я знаю, вам дорог «Киношок», вы сточяли у его истоков, называете фестиваль «своим детищем». Но любой проект должен меняться и развиваться. В этом году «Киношоку» уже 25. Каким вы видите фестиваль в будущем?

- Да… За четверть века столько всего пройдено. Начинался «Киношок» с того, что мы с продюсером Сергеем Новожиловым в 90-е годы решили создать абсолютно новый и неожиданный фестиваль. На тот момент показалось, что нашего авторитета недостаточно, и мы позвали в команду кинорежиссера и актера Виктора Мережко. Сначала фильмы на проект отбирали по принципу, чтобы они шокировали зрителя, как и сама церемония открытия фестиваля, кричащие перфомансы Романа Виктюка, выступления Сергея Пенкина, Петра Мамонова. Отсюда, собственно и название «Киношок». А с 94-го года нам пришла в голову идея собрать в Анапе рассыпавшуюся нашу страну, хотя бы в кинематографе. Тогда еще было поколение таких режиссеров, как Станислав Ростоцкий, Евгений Матвеев, Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский старший и актеров - Вия Артмане, Марина Ладынина, Лидия Смирнова, Нона Мордюкова. Поэтому фестиваль получился ярким за счет таких мощных личностей. Позже, после того, как это великое поколение стало уходить, надо было снова пробудить интерес к «Киношоку». Поэтому мы каждый год что-то меняли. С приходом цифрового кино, сделали конкурс «Кино без кинопленки». Я иногда сама просматриваю хронику, странно на душе становиться. Понимаешь, ушло то время. Но надо двигаться дальше. И как раз сейчас мы думаем над тем, как вновь трансформировать «Киношок», чтобы он был интересен зрителю.

- Как относитесь к тому, что фестиваль покинул Виктор Мережко?

- И, слава Богу. Он практически «Киношоком» не занимался, переметнулся, хотел сделать фестиваль в Ялте. Ему показалось, что так будет выгоднее. Поэтому по поводу его ухода у меня сожаления нет. А с Сережей Мережко мы какое-то время не работали. У нас обоих непростые характеры. И в какой-то момент ему захотелось попробовать себя отдельно. Кстати, его проект, который сегодня очень популярен, «Амурская осень», тоже родился в недрах «Киношока», когда в Анапу приезжали дальневосточники, посмотрели и предложили сделать фестиваль у себя. А к юбилейному, 25-му «Киношоку», который прошел в этом году, стерлись прошлые обиды, недомолвки, и я предложила Сереже вернуться. Он согласился, потому что, видно было – скучал по нашему «Киношоку». В этом году он в полной мере из-за загруженности другими проектами не смог помочь, но в следующем, уверена, мы наверстаем и представим зрителю обновленный фестиваль. Поэтому не верьте злословам, которые уверяют, что «Киношок» умирает. Вообще форма кинофестиваля себя не изживет никогда. Хотя бы потому что есть интерес к национальному кино, и в России он как раз сейчас начинает возрождаться. Появляются хорошие ленты в Чечне, Якутии, других регионах. Не исключено, что мы перерастем в новое российское киносообщество, при этом, не отказавшись от хороших фильмов стран СНГ.

- Вы сами сказали, что поколения меняются. Какое кино сегодня необходимо зрителю?

- Разное, но особенно детское, молодежное. На юбилейном «Киношоке» на детских киносеансах были залы битком. Все зависит от нас, от старшего поколения, что и под каким соусом мы будем подавать, такое блюдо и будут кушать наши дети, молодежь. Поэтому у нас есть зрительское голосование на «Киношоке». По его результатам мы понимаем, что больше понравилось, куда надо двигаться. И неплохо бы вспомнить практику Советского Союза, который сегодня ругают, незаслуженно. Но там был и другой момент – планирование. Решали – надо снять столько детских фильмов, комедий, исторических. А сегодня все зависит от денег. Талантливым молодым людям трудно пробиться. Поэтому поддержка государства детскому и молодежному кино необходима.

Кадр из фильма "А зори здесь тихие". Ирина Шевчук в роли Риты Осяниной

Ужас Давлетьярова

-Вы сыграли Риту Осянину у Станислава Ростоцкого. В 2015-м году «А зори здесь тихие» переснял Ренат Давлетьяров. Как относитесь к новой экранизации?

- Никак не отношусь. Сравнивать Ростоцкого и не очень талантливого Давлетьярова, даже имея на руках гениальную повесть Бориса Васильева, невозможно. Поэтому экранизацию Давлетьярова я принципиально не смотрела. У него даже было предложение сыграть мам девочек в этой экранизации. Роли должны были достаться тем, кто играл героинь у Ростоцкого. Я наотрез отказалась. Насколько знаю, Оля Остроумова и Катя Маркова – тоже. Пиар-ход не получился. И фильм никаких золотых лавров не сорвал. Не понимаю, зачем надо было тратить деньги, чтобы снять посредственность и ужас.

- Вы считаете, вообще нет смысла делать ремейки советских фильмов?

- Не стоит. Можно переснимать только тогда, когда поколение, которое выросло на этих фильмах, совсем уйдет. А в случае с картиной Ростоцкого оно не уходит, потому что эту ленту продолжают показывать. Аналогичная история с «Тихим Днонм». Я уважаю Сергея Урсуляка. Но как можно его сериал сравнивать с фильмом Сергея Герасимова?! Поэтому дерзайте и снимайте принципиально новые фильмы, а классику советского кино оставьте в покое!

-Самая удачная ваша роль Рита Осянина или может быть другая, в театре?

- Я люблю все свои роли. Первая большая роль Риты, конечно, дорога больше всего. Потому что у Ростоцкого, потому что там играли мои любимые девочки Оля Остроумова, Катя Маркова, с которыми я и сегодня дружу, общаюсь. А вообще актер должен дорожить всеми ролями, даже неудачными. Ведь он отдает им кусочек себя. Но на сто процентов не удается ни одна роль, особенно в театре. Каждый раз в спектаклях ты играешь по-новому. Если бы я сказала вам, что достигла пьедестала и какая-то моя роль гениальна, мне было бы пора уходить из профессии и щи варить дома.

- Как относитесь к тому, что спектакли театральные показывают по ТВ?

- Почему и нет. Это было и раньше. Никогда мы не увидели бы блистательную Фаину Раневскую, если бы не были запечатлены спектакли с ее участием на кинопленке. Ничего страшного в этом нет. Что касается уличных проектов, он-лайн трансляций, если это приживется, тоже хорошо. Ведь билеты в театр дорогие, не каждый, признаемся честно, может их себе позволить. А в Москве вообще туго с этим. Поэтому такие проекты – выход из ситуации.

- Раньше пророчили смерть театра. Сегодня то же самое говорят о печатных изданиях? Как считаете вы?

- Последнее время газет и журналов не читаю. Покупаю, в основном, из-за программы. Все сейчас пользуются интернетом. Но, газеты надо сохранять. Это история. Даже не нашей страны - мира. Поэтому, думаю, надо оставить газеты. Но чтобы это была, действительно, элитарная пресса, чтобы ее было приятно в руки взять, пошелестеть листочками, а не грязные во всех смыслах желтые газетенки.

- А с интернетом дружите?

- Абсолютно. У меня электронная почта. Зарегистрирована в Фейсбуке. По-моему, самая адекватная на сегодняшний день социальная сеть.

Надо – зубы покажу!

- Есть притча о Боге и ангеле. Ангел пришел к творцу, который создал женщину. Подивился и воскликнул: - Она – совершенство. А Бог говорит: -Да, только она не знает об этом и не умеет ценить свои достоинства. А вы знаете свои достоинства?

- Я хорошо готовлю. По-честному. От мамочки и от моей бабушки передалось. Еще, мне кажется, я - человек со вкусом. Правда, бываю резкой, не всегда мне хватает дипломатичности. Но это пришло, я такой не была. Наоборот, была скромной и застенчивой девочкой, и даже в детстве брала свою младшую сестру на руки, чтобы она в кассе выбила чек, потому что я стеснялась. А дальше жизнь меня научила показывать зубы. Когда в 90-е я поняла, что моя любимая профессия поставлена на колени, снимать нечего, я решила бороться за роли, ставить новые проекты. И это выскочило. А сейчас я уже в таком возрасте, что ничего не боюсь. И могу сыграть хоть бабушку, хоть кролика. Лишь бы давали играть.

- Какую роль в вашей жизни сыграли мужчины? Поклонников было много?

- Мой главный поклонник всегда со мной. Муж - Александр Афанасьев. 38 лет мы в браке.

- Можете назвать ваш союз счастливым?

- Конечно. Рецепт прост – уступать, помогать друг другу, переживать и сопереживать и хорошо кормить мужа (смеется). Но способами приготовления еды поделиться не могу. Это сложно рассказать. У меня, к примеру, есть рецепт фирменный торта «Наполеон», еще от моего деда-кондитера достался. Но каждая рука сделает по-своему. Поэтому я считаю, что рецепты давать не надо. Здесь очень полезен интернет. Всегда можно посмотреть видео-основу, а дальше все зависит от фантазии хозяйки.

- Кубанскую кухню любите и умеете готовить?

- А как же, я росла с десяти лет на Украине. Кухни похожи. Поэтому вареники, борщ, запеченные курочки – все это наше, совместное. И все люблю готовить и кушать.

- Вернемся к тому, что поколение советское актеров и актрис не молодеет…

- Говорите уж прямо - стареем. И я ужасно не хочу стареть. Помню, Нона Мордюкова на концерте в большой гримерной сидит и наблюдает за нами, стайкой молодых актрис в зеркало, как мы щебечем. И задумчиво протягивает: - Вот жизнь, как же она быстро летит… Не успеешь оглянуться, а тебе уже эти пигалицы на пятки наступают. Я тогда подумала: - У-у-у, какая вредная и сварливая. А теперь и сама готова эту фразу повторять бесконечно (хохочет).

- Что бы вы пожелали кубанцам?

- Очень люблю Кубань. Это невероятная земля, где живут потрясающе талантливые люди. Хочу пожелать, чтобы Кубань и кубанцы никогда не становились похожими на жителей мегаполисов. Сохраняйте свои щедрые сердца, красивые песни, настоящих мужчин, от взгляда которых тебе хочется чувствовать себя женщиной, и истинно кубанское гостеприимство. Пусть все остается так же. Только жизнь у вас будет легче и солнечней.

∗∗∗∗∗∗

Муж Александр Афанасьев о жене:

- Познакомились мы на программе «Товарищ-кино», которую поставил Юрий Левицкий. В ней принимали участие известные композиторы и актеры. Приглашались участники из союзных республик. Ира в их числе. Ей сделали концертный номер. Мне позвонил режиссер и сказал:

- Надо порепетировать с Шевчук, у нее был номер, основанный на фильме «А зори здесь тихие».

Ира приехала ко мне домой. Мы репетировали, а том поехали на гастроли в Кишинев, и там мы с ней закрутили.

- Как ухаживали за будущей супругой?

- Цветы дарил. Делал все, чтобы мы были вместе. Если меня приглашали на программы, делал все, чтобы она ехала со мной.

- Ревновали?

- Не без этого. Но поводов я не давал, и она старалась их не давать. Я понимаю, что у Иры более публичная профессия. Всегда много поклонников было и есть, но мы доверяем друг другу. Вообще, с годами чем дольше живешь, тем больше понимаешь жена – главная опора. И когда приходишь домой, знаешь, что всегда будешь накормлен и обласкан.

- Вы посвящали свои музыкальные произведения жене или дочери?

- Для дочери я написал музыку к песне из сериала «Исцеление любовью». Михаил Шабров, автор «Лаванды» - стихи. И дочь исполнила эту песню. А жене, как то не приходилось еще ничего посвящать. Значит, все впереди.

∗∗∗∗∗∗

Дочь Александра Шевчук – Афанасьева о маме:

- Я горжусь своей мамой. И никогда не хотела бы ее опозорить. Поэтому, став актрисой, стараюсь выкладываться, как и мамочка на сто процентов, отдавать себя профессии. С мамой, кстати, и в кино, и в театре играла много. Она всегда помогает на сцене, я чувствую ее поддержку.

- А сами о какой роли мечтаете?

- Мечтаю о хорошем режиссере, как для мамы был Станислав Ростоцкий. И чтобы была характерная роль. Хочу попробовать себя в историческом или военном фильме.

∗∗∗∗∗∗

Досье «КН»

Ирина Шевчук

Родилась 6 октября 1951 года в Мурманске.

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии. Снималась на киностудиях им. А.Довженко, им. М. Горького.

На ее счету роли более чем в 60 фильмах и театральных постановках. Популярность актрисе принесли съемки в картине Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие».

25 лет занимается организацией фестиваля «Киношок» в Анапе.
Заслуженная артистка Украинской ССР (1974). Член Союза кинематографистов СССР (1974), Киноакадемии РФ "Ника" (1995). С 2000 года - вице-президент Гильдии актеров кино России.

Замужем за композитором Александром Афанасьевым, в 1981 году родила дочь Александру, также ставшую актрисой.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО и из открытых источников