Кубанские Новости
Общество

Умный ход

Умный ход

Андрей Шевченко, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы – 2016» – о современных технологиях в образовании.

Каждая школа счастлива по-своему. Это отчетливо понимаешь в краснодарской СОШ № 98 им. Героя РФ генерала Трошева. Здесь вместо стандартного звонка на перемену – узнаваемые мелодии, дежурные улыбаются, повара стремятся готовить вкуснее сетевых ресторанов, а девочки готовятся к новогоднему балу в президентском кадетском училище.

Список слагаемых местного школьного счастья можно продолжать бесконечно, но, на мой взгляд, все здесь начинается именно с него – Андрея Шевченко – победителя Всероссийского конкурса «Директор школы – 2016», который абсолютно убежден: у кубанского образования есть все, чтобы сделать каждого ребенка счастливым.

Я был не один

– Еще раз поздравляем вас с победой!

Спасибо! Победа в конкурсе – не только моя заслуга, но и всей кубанской системы образования. Я был не один, за мной стоял большой труд и опыт коллег. Накануне я участвовал в мозговых штурмах Краснодарского научно-методического центра с его директором Федором Ваховским и заместителем Иосифом Гамзаевым. С ними мы отрабатывали различные стратегии поведения на конкурсе, моделировали выходы из стрессовых ситуаций. Помогли и напитали опытом участники конкурса прошлых лет на семинарах, которые проводились на кафедре управления образования краевого института развития образования. Один я бы не смог подготовиться.

Абсолютный успех нашей образовательной отрасли подчеркивает и тот факт, что на конкурсе в десятку лучших вошел еще один кубанский педагог – Галина Петровна Власова из Тихорецкого района, директор средней школы № 18.

Андрей Владимирович, вы ведь до последнего не верили, что станете победителем...

– Да, честно говоря, не верил, что вторая подряд победа в педагогическом конкурсе достанется Краснодарскому краю. Ведь буквально накануне коллега, армавирец Александр Шагалов, завоевал «Хрустального пеликана» в конкурсе «Учитель года – 2016».

– Говорят после победы в конкурсе «Директор года – 2016» коллектив устроил вам сюрприз?

– Да не то слово! Это было раннее утро. Я приехал в школу, как всегда первый. Нес кубок, ноутбук, оборудование, книги и так далее. Поднял все это на второй этаж, ключом открыл дверь своей приемной… Хочу сказать, что ничто не предвещало! На стоянке перед школой – ни одной машины. В здании – темнота и тишина. Когда же я открыл дверь, то зажегся свет, и я увидел чуть ли не весь коллектив. Они зааплодировали, стали поздравлять. Все это с цветами, воздушными шарами. Я замер в дверях и пережил несколько непростых минут. Это было неожиданно. Но и, безусловно, приятно. Спасибо коллегам!

Простое правило буравчика

– Четыре года назад вас пригласили стать директором новой школы. Тяжело было создавать коллектив «с нуля»?

Для этого у меня было несколько месяцев, искал тех, кто был лучше меня. Проводил собеседование с каждым, кто претендовал на работу в школе. Мне важно, чтобы учитель давал детям информацию доходчиво и интересно. Например, проводя собеседование с учителями физики, я просил объяснять мне правило буравчика. Это прекрасно сделала наша Татьяна Федоровна Юрченко. И у нас уже есть призеры городских олимпиад по физике.

Вывести уровень знаний на такой достойный уровень за короткий период – дорогого стоит. Но это мое единственное, главное желание – чтобы школа была основана на детском любопытстве и современных технологиях, к этому сейчас стремлюсь, что-то придумываем, создаем, учимся сами.

– К современным технологиям можно отнести нестандартные школьные звонки?

– Конечно. Ничто так не поднимает настроение детям после уроков, как мелодия школьного звонка «Я свободен!». К новому году появятся новогодние композиции. К 23 февраля и к 8 Марта также будут звучать соответствующие песни. У нас уникальный заместитель директора по административно-хозяйственной части, который смог воплотить эту «музыкальную» идею в жизнь.

Но есть и другая задумка. Чтобы у каждого школьника был персональный электронный ученический билет. Наша школа была первой в Краснодаре, которая ввела электронные ключи доступа на территорию. Очень хочется пойти дальше. Персональные ключи дадут возможность видеть, сколько человек пришло в школу и кто именно опоздал. Мы будем получать четкую картину во время угрозы сезонной заболеваемости. Информация важна и для столовой, которая сразу сориентируется, на сколько человек готовить. Главное – персонификация учеников вместе с видеонаблюдением сделает школу максимально безопасной.

Он сам на меня налетел

У Андрея Владимировича два больших монитора на стене кабинета. Десятки видеокамер показывают полные классы и пустые коридоры. Идет урок. Вся школа, каждый укромный уголок – как на ладони.

– Большой брат следит?

И будет следить. Знаете, как бывает? Во время перемены случайно сталкиваются ученики старших классов и малыши, которые носятся сломя голову. Старшеклассники останавливаются и поднимают руки. Мол, я его не трогал, сам на меня налетел.

Вообще, мы стараемся организовывать в школе разновозрастные группы, что очень сплачивает школьников. Например, в День учителя занятия проводят школьники. Вы бы видели, как в этом году наши девочки- шестиклассницы бились за право преподавать в первых классах! Самое главное, что общение продолжается и после. Те, кто старше, начинают опекать своих «учеников», помогают им в непростой школьной жизни. Очень надеюсь, что и после школы они сохранят взаимное уважение и будут поддерживать друг друга.

Проект – топор

– Что еще должно быть, по-вашему, обязательным в учебном процессе?

Важно пробовать как можно больше видов деятельности. К счастью, эту возможность нам дают ФГОС и внеурочная занятость. Она позволит ребенку понять, что ему интересно. А значит, чувствовать себя реализованным и счастливым. Это самое главное. На мой взгляд, ужасно, когда старшеклассник лежит на диване и не знает ответа на вопрос, что для него важно, куда он хочет поступать и что дальше делать.

– А правда, что вы делали с пятиклашками каменные топоры?

Вместо ответа Андрей Шевченко вынес несколько «первобытных» орудий: зазубренные камни мастерски привязаны к расщепленным деревянным палкам.

– Вот! А когда начнется Древняя Греция, будем ставить Гомера. Это, конечно, не настоящий театр. Но кто-то побывает в роли Пенелопы, кто-то – Циклопа. Новый опыт!

– Новогодний бал в кадетском училище – тоже новый опыт?

– Безусловно. Наши старшеклассницы буквально живут этим событием, готовятся, репетируют. Мы дружим с краснодарскими курсантами. Они участвовали в наших торжественных мероприятиях, посвященных дню рождения генерала Трошева, именем которого названа наша школа.

Зеленый омлет – нет!

Андрей Владимирович, совсем недавно в стенах вашей школы побывала вице-губернатор Анна Минькова. Говоря про образовательную отрасль, она сказала, что нужно в корне менять взаимоотношения между школой и родителями, сделать их равноправными. И от директорской, управленческой работы зависит очень многое. Как вы находите баланс между школой и родителями?

Мой сотовый телефон есть у всех родителей. Они звонят и приходят. Все вопросы и ситуации решаем в режиме «здесь и сейчас». Недавно беседовал с обеспокоенной бабушкой одного ученика – внук сказал, что их кормят «зеленым» омлетом. Мы прошли в столовую, и оказалось, что такой цвет у омлета из-за того, что добавляют шпинат. Но после этого наши повара стали готовить омлет без шпината, чтобы не будоражить воображение детей и взрослых.

Учитель или директор?

– У вас на пиджаке два значка. Один говорит об участии в конкурсе «Учитель года», другой – «Директор школы». Кем вы себя ощущаете в большей степени?

– Я директор, который остался учителем: и на собрание прийти могу, и на урок, и в столовую. Вообще, у нас на Кубани классическое директорство. И мне кажется, так правильно. На конкурсе я с удивлением узнал, что бывает совсем по-другому. В некоторых регионах директор – это управленец целого холдинга, состоящего из пяти-шести зданий, разбросанных территориально, и с разнонаправленной деятельностью. В одном – школа, в другом – детский сад, в третьем – допобразование, в четвертом – художественная школа и т. д. Тут есть плюс: один руководитель может создать единую образовательную систему. Но есть и минус: теряется эффективность управления. Я не поддерживаю тенденцию укрупнения школ и считаю, что нужно двигаться в сторону индивидуальных образовательных траекторий.

Два «пеликана» на семью

А правда, что вы с супругой Галиной Валерьевной – единственная в России семейная пара педагогов – финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России»?

– Да, у нас дома два «пеликана». Галя, учитель начальных классов краснодарской гимназии № 23, победила в краевом конкурсе «Учитель года –2003», а я – в 2010-м.

Справка «КН»

Как рассказали нам в краевом министерстве образования, Андрей Владимирович Шевченко – победитель краевого конкурса «Учитель года Кубани», финалист Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года России» в 2010 году. Общий стаж работы – 20 лет. Основная специальность – учитель истории, кубановедения и общественно-политических дисциплин. В Краснодар приехал несколько лет назад по приглашению краснодарского департамента образования из ст. Полтавской Красноармейского района.

Фото Геннадия АНОСОВА

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от