Кубанские Новости
Общество

Стой! Отставить разговорчики!

Жители Новороссийска потеряли свободный доступ к любимому месту отдыха и не поймут почему.

Прошлой осенью на дороге, ведущей к Андреевскому перевалу, появился шлагбаум. Проезд к смотровой площадке «Семь ветров», откуда открывается великолепный вид на весь город-герой, перекрыли по инициативе владельца этой дороги АО «Черномортранснефть» (ЧТН). Теперь по дороге Шесхарис – Грушовая может проехать только транспорт со специальным пропуском. И вот уже на протяжении нескольких месяцев новороссийцы пытаются достучаться до руководства компании с тем, чтобы предложить решение, которое может устроить и жителей, и ЧТН. Но в ответ – молчание.

Официальных причин закрытия свободного проезда для автотранспорта несколько. Самая главная – антитеррористическая защищенность объектов «Черномортранснефти». Дело, что и говорить, нужное. Особенно в условиях современных реалий. И сделано все было четко по инструкции: есть положительное решение новороссийской Антитеррористической комиссии № 4 от 6 апреля 2016 года. Документы все в порядке. А непонятливый народ все равно недоумевает. Людей-то не спросили. А может, стоит?

– У меня родители живут в хуторе Афонка. Сейчас он за шлагбаумом. Я не могу к ним спокойно приехать. Обязательно должен встретить отец на машине, потому что до поселка 16 километров пути. Но ведь личные авто есть далеко не у всех жителей. Общественного транспорта там тоже нет. Получается, взяли и отрезали людей. При этом совершенно непонятны мотивы. Говорят, что от террористов защищают. Но ведь ни для кого не секрет, что тот, кому надо пробраться за шлагбаум, – это сделает. Даже я понимаю, что территории охраняют не шлагбаумы, а люди. Надо организовать нормальную работу службы безопасности, и проблем не будет. Да жители и сами будут на всех подозрительных указывать. Мы разве не хотим, чтобы у нас все было спокойно? Там, за шлагбаумом, еще два садоводческих поселка есть – Адегой и Нефтяник. Им тоже проблем этот особый режим доставил немало, – объясняет жительница города-героя Наталья Князева.

Андреевский перевал – место особое. Помимо того что на нем расположена уникальная смотровая площадка, здесь есть участок векового леса, проложены туристические тропы, имеется трасса для маунтинбайка, пять памятников героям Великой Отечественной и даже небольшое кладбище, куда на родительский день собирались прийти новороссийцы. Придут ли – неизвестно. Теперь движение за шлагбаумом разрешено только на велосипедах и пешком. А до той же площадки «Семь ветров» надо идти в гору несколько километров. Не каждому под силу.

– Я 43 года по морям отходил, весь мир видел и могу с уверенностью сказать, что такой смотровой площадки, как в Новороссийске, нет больше ни в одном порту на планете. А тут взяли и закрыли. Да разве дело только в «Семи ветрах». У нас на перевале каждый год соревнования по ориентированию проходили, туристические слеты. Тысячи детей к спорту поворачивали. Сами подумайте, поляны называются – Комсомольские. Сколько людей их помнит с песнями у костра. А сейчас все? Приехали! – досадует заместитель председателя Федерации спортивного туризма города-героя Новороссийска, член Русского географического общества Анатолий Нечаев. – Мы понимаем важность антитеррора. Но разве можно вот так взять и, ничего не объяснив, закрыть уникальное и любимое всеми жителями города место. Мы не против особого режима охраны. Пусть проверяют документы на въезде. Может быть, имеет смысл пускать людей на машинах по предварительной заявке. Да мало ли методов есть? Я сам не дилетант в безопасности и могу сказать, что при желании этот вопрос можно решить гораздо эффективнее и по-человечески, что ли.

Шлагбаум на дороге уже стал одной из самых обсуждаемых тем в Новороссийске. И чем ближе лето, тема будет все актуальнее: за последние несколько лет туризм снова стал одним из самых популярных видов детского досуга. На краевом уровне постоянно организовываются массовые мероприятия, власти огромное значение уделяют увеличению числа детских лагерей и так далее. Для Новороссийска же теперь огромная территория, казалось бы созданная самой природой для туристов, недоступна.

– На мой взгляд, решение с закрытием – не продумано. Гораздо легче запретить, чем сделать удобно для всех. Кому хорошо от того, что туристические маршруты, которые действовали годами, стали недоступны? Нам говорят, что можно пешком пройти. Хоть за это спасибо. А что делать при организации соревнований? Как инвентарь наверх тащить? – недоумевает педагог дополнительного образования по спортивному туризму Сергей Добырн. – И для простых людей Андреевский перевал был любимым местом отдыха. Раньше туда за грибами, ягодами бабушки ходили. Воздухом дышали. Красотой любовались. Просто взяли и одним росчерком пера все закрыли. Глупо и обидно.

Казалось бы, один шлагбаум, а вызвал такую бурю эмоций, которые кипят уже несколько месяцев. Ситуацию пытались прояснить. Притом делали это не со стороны «Черномортранснефти», а от народа. В редакции газеты «Новороссийский рабочий» собрали круглый стол, на который пригласили, в том числе, и представителей компании. К слову, приглашали, дважды. Не пришли, но написали. Заключительную часть ответа процитируем дословно: «Полагаем, что вопрос, который поднимается на круглом столе, является надуманным и его обсуждение будет однозначно направлено против мер, принимаемых АО «Черномортранснефть» в связи с террористическими угрозами. Поэтому считаем невозможным принять участие в данном мероприятии».

– Новороссийцы – очень терпеливый и лояльный народ. Когда в 1963 году закрыли Грушевую балку, все поняли, никто не возмущался. Потому что нам объяснили, для чего это делают. Мы живем в городе-порте и постоянно сталкиваемся с ограничениями. Привыкли. Но когда нам ничего не объясняют и запрещают, возникает непонимание. Вот пример, в ответе ЧТН есть строки, что закрытие территории, помимо антитеррора, вызвано тем, что там, на дороге, часто происходят аварии и пожары. Я лично обращался в наше ГАИ и мне там подтвердили, что на дороге Шесхарис – Грушовая за три года не было зарегистрировано ни одного ДТП. Как в таком случае мы должны относиться к другим аргументам, приводимым «Черномортранснефтью»? На том же круглом столе мы выработали ряд предложений, которые могут решить вопрос, но никакого ответа на них не получили. Зачем так поступать, лично мне непонятно. А нежелание нефтяников идти на разговор только подливает масла в огонь. Люди не понимают, почему с ними так обошлись. Объясните! В ответ – максимум отписки, – комментирует председатель Общественной палаты города-героя Новороссийска Сергей Цымбал.

От редакции мы направили письмо на имя генерального директора АО «Черномортранснефть» Александра Зленко, в котором предложили рассказать о своем видении данной ситуации. Ответа нет. И возникает вопрос, так, может, простые новороссийцы правы в своих обидах? Да и кто не обидится, если его голос не слышат, а предложения не замечают?

Фото Михаила СТУПИНА