О долгожителе Михаиле Ермолаеве в Павловском районе ходят легенды. Многие знают его как деятельного человека, сторонника здорового образа жизни. Но, как оказалось, занятия йогой и тибетской гимнастикой, которые до сих пор практикует дедушка, – лишь одна из многих достойных внимания сторон его многогранной судьбы.
В доме Ермолаева уютно. Хозяин протягивает гостю руку и долго не отпускает ее, по-стариковски сетует, что стал плохо видеть и слышать, просит говорить громче. Признается, что рад встрече с журналистом, мол, есть что рассказать.
– Меня, как говорили старики, Бог поцеловал в темечко, потому что я стал свидетелем потрясающих событий и дожил до наших дней, – подкупает ясным умом и хорошо поставленной речью собеседник.
Михаил Максимович помнит себя с трехлетнего возраста. Родился в 1911 году в московской тюрьме, где сидела его мать за связь с бунтовщиками. После освобождения с маленьким ребенком на руках она вернулась в свою квартиру, где часто собирались революционеры.
– Когда мне шел четвертый год, я уже был «политиком». Знал, кто такой Троцкий, что он живет в Петрограде и бузует народ, а у Ленина нет денег, и он уехал вместе с окружением в кайзеровскую Германию, – вспоминает далекое детство старожил.
Однажды ему приснился вещий сон. Он, тогда трехлетний мальчик, видел себя возле колючей проволоки. Вокруг огонь, а у ног железная «игрушка» со стволом и на колесах. Когда рассказал сновидение взрослым, те удивились, ведь маленький Миша описал пулемет системы «Максим», который никогда не видел: «Знать, суждено тебе быть военным»… – предсказали ему.
Десятилетним подростком мать увезла Мишу и старших детей на Украину. Он хорошо помнит события Гражданской войны: первых красноармейцев, среди которых был комиссаром его старший брат. Местные жители невзлюбили новую власть, и семья уехала в Подмосковье, где жили очень бедно.
От голода и прозябания Михаила Ермолаева спасла служба в Красной Армии:
– Призвали осенью 1929 года. Я выучился, попал в правительственные войска, – рассказывает ветеран. – И даже видел Сталина! Был свидетелем, как ему помогали забраться на лошадь для фотографирования.
Перед началом Второй мировой войны, во время службы на территории Западной Украины, Михаилу Максимовичу удалось, как говорит сам, «разоблачить Гитлера»:
– В начале 41-го познакомился с машинистом паровоза, который водил составы в Германию. Он просил сообщить советскому руководству, что у немцев склады забиты продовольствием. Якобы немец готовится к войне с Советским Союзом.
Ермолаев уверяет, что сообщил об этом разговоре «куда надо», и ему пришел приказ поддерживать связь с информатором, что он и делал.
Хоть офицер Ермолаев одним из первых узнал о планах Германии напасть на нашу страну, но война для него, как и для всех, началась неожиданно. Как классного специалиста – техника по вооружению самолетов – его направили в штаб Северо-Кавказского фронта с задачей вооружить учебные самолеты, так как уже в первые месяцы войны немцы практически уничтожили нашу боевую авиацию.
– В 1941 году мне поручили вооружить первый в истории советской авиации 654-й ночной легкобомбардировочный полк на учебном аэродроме Невинномысской военной авиашколы. До этого учебные самолеты в боевых действиях не использовались. Позже часть пополнили боевыми истребителями, она стала именоваться 889-м авиаполком, – рассказывает Ермолаев.
Созданный при его непосредственном участии полк стал «первой ласточкой» в славной истории ночных бомбардировщиков, которые особо отличились при обороне, а затем и освобождении Северного Кавказа, в боях за город Новороссийск, при высадке десанта на Керченский полуостров в 1943 году.
К сожалению, самому Михаилу Максимовичу удалось узнать об успехах с таким трудом возрождаемой при его участии авиации уже за колючей проволокой. В 1942 году при загадочных обстоятельствах, по доносу, его арестовали.
Несколько лет провел в сталинских лагерях офицер Ермолаев. Потом его дело пересмотрели, Михаила признали невиновным. Но в армию он больше не вернулся. Работал на конезаводе, занимался пчеловодством, был внештатным корреспондентом одной из газет. В середине 80-х годов перебрался жить в Павловский район Краснодарского края.
На вопрос, в чем секрет его долголетия, Михаил Максимович отвечает, что главное – жить в гармонии с собой и природой.
– Давно увлекаюсь учением тибетских монахов, занимаюсь йогой. Встаю с рассветом, ложусь спать с закатом солнца. Никогда не пил, не курил. Питаюсь только полезной пищей, по принципу: завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу. Стараюсь не переедать, вставать из-за стола с чувством голода, – делится долгожитель.
А еще добавляет, что судьба человека в его руках.
– Если хочешь быть счастливым – будь им! Веди активный образ жизни, имей терпение, не делай зла другим, и тебе все вернется сторицей, – советует читателям «КН» и всем землякам старейший житель Краснодарского края.
Фото автора