Сегодня в Краснодаре во время торжественного богослужения в Екатерининском кафедральном соборе впервые для почитания верующими будет вынесена рака с его святыми мощами. Это историческое событие для всего православного мира.
О славе и чести такой Александр Флегинский, вероятно, и помышлять не мог. Как и о том, что сделает с Россией, с Кубанью 1917 год. И с ним. Его жизнь звери, порожденные гражданской войной, прервали в 1918-м. «В станице Георгие-Афипской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски», – кратко написали в газете. И казалось тогда, что убийцы добились своего и слово Божье стало звучать чуть тише…
Подвиг его – в верном бесстрашном служении. Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника Косьмы Флегинского. Окончил Ставропольскую духовную семинарию, был рукоположен в сан диакона, а затем священника и определен к храму станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году отец Александр переведен в станицу Красногорскую. Был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества – первого церковно-научного учреждения на Северном Кавказе.
В 1908 года переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным округа. Через три года он потерял жену и до своей кончины жил вдовцом. Как благочинный, отец Александр участвовал в работе съездов духовенства, ревизировал деятельность городского духовного училища. Тяжелый труд хорошего, честного, просвещенного батюшки, который в новом мире оказался ненужным и почему-то даже преступным.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Священник Андрей НЕБАВСКИЙ, председатель комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии:
– Впервые за всю историю Краснодарского края обретены мощи кубанского новомученика священника Александра Флегинского, имя которого 4 мая 2017 года было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской православной церкви с установлением памяти святому 6 апреля по новому стилю (24 марта ст. ст.). Это грандиозное событие для всех кубанцев. Из восьми прославленных кубанских новомучеников обретены мощи лишь одного. И теперь каждый прихожанин может с почтением приложиться к ним, просить его молитвенного заступничества.
В марте 1918 года большевистский отряд силой установил в станице Георгие-Афипской советскую власть. Начались расправы с представителями «царского режима, угнетавшими трудовой народ». Жестоким мучениям и глумлениям был подвергнут и отец Александр. Отступая, солдаты спешно вывели его за станицу и убили. И только через семь месяцев растерзанное тело священника было обнаружено.
Отпевание состоялось 18 сентября 1918 года в Екатеринодаре в Александро-Невском соборе при стечении большого количества духовенства Кубанской области, о чем есть запись в метрической книге собора. Похоронили отца Александра на Всесвятском кладбище рядом с супругой. Затем могила его надолго была утеряна.
Собор новомучеников и исповедников российских – тех, кто принял смерть за Христа или подвергся гонениям после революции, – начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой – Патриарх Тихон. По данным на 1 июля 2017 года, в этом списке 1776 святых. В том числе и восемь кубанских новомучеников: Иоанн Пригоровский, Михаил Лекторский, Иоанн Яковлев, Андрей Ковалев, Григорий Троицкий, Григорий Конокотин, Михаил Лисицын, Александр Флегинский.
Имя священномученика Александра Священный Синод включил в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 4 мая 2017 года. И теперь слово Божие, которое он нес, стало звучать только сильнее, отозвавшись болью и надеждой. «Отче Александр, моли Бога нас» – так теперь обращаются к нему православные и просят укрепить в вере и благочестии.
Церковь, в которой служил Александр Флегинский, полностью разрушили в 1939 году – вырыли даже камни фундамента. Сейчас на этом месте детский дом. А в поселке, который теперь называется Афипский, был построен и в 2015 году освящен новый Георгиевский храм.
Его настоятель протоиерей Андрей Бятец рассказал «КН», что приходу выделен небольшой участок земли близ места, где служил Александр Флегинский. Здесь планируется установить памятник-часовню в честь канонизированного священника. Уже и проект есть. Отец Андрей говорит, что это будет памятник примирения. Внутри задумано установить двухцветную стелу – красно-белую. И красные, и белые равны перед Господом.
Духовенство предложило поучаствовать в этом проекте коммунистам. И те уже дали предварительное согласие.
Могилу же Александра Флегинского на Всесвятском кладбище все же обнаружили – в 2015 году. Сохранился лишь фундамент, надгробие было разрушено, но его восстановили.
После канонизации Александра Флегинского было решено произвести эксгумацию его останков. Она состоялась 19 сентября в присутствии представителей Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви, комиссии по канонизации святых Екатеринодарской и Кубанской епархии, Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю и судмедэксперта.
10 ноября митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор сообщил кубанскому духовенству и прихожанам резолюцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Благословляется считать обретенные в городе Краснодаре на Всесвятском кладбище останки святыми мощами священномученика Александра Флегинского».
И вот сегодня на торжественном богослужении в Екатерининском кафедральном соборе Краснодара, которое возглавит митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, верующие впервые получат возможность прикоснуться к раке со святыми мощами священномученика Александра Флегинского.
Это первая и пока единственная икона Священномученика Александра Флегинского.
Создал ее тот же краснодарский мастер Владимир Бутов, что писал образ Богородицы, переданный в феврале Екатеринодарской епархией христианам сирийской Латакии.
К сожалению, до сих пор ни одно прижизненное изображение Александра Флегинского не найдено. То ли все затерялось в грозное время, то ли уничтожено злонамеренно – точно не известно. О том, как он все-таки нашел образ для иконы, иконописец рассказал «КН»:
– Я спросил настоятеля афипского Георгиевского храма отца Андрея: «Как же мне писать священномученика Александра Флегинского?» Он ответил: «Помолись, и как Бог на душу положит». Так и возник у меня образ. Он получился собирательный, ведь словесные описания его внешности все-таки сохранились.
Кстати, сейчас Владимир Бутов работает еще над несколькими иконами Александра Флегинского – для афипского Георгиевского храма.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Екатеринодарская епархия собирает материалы для канонизации еще двух подвижников
Священник Григорий Никольский служил в Марие-Магдалининском женском монастыре, что на левом берегу реки Кирпили. Погиб в 1918 году. Священник из станицы Старокорсунской Василии Тимофеевский погиб в 1919-м.
Сбор материала – это большой кропотливый труд, который осложняется тем, что приходится работать сразу в двух архивах: Ставропольском и Краснодарском. Поскольку до 1919 года Кубань была викариатством Ставропольской епархии, то все документы дореволюционного периода остались там. Иных же сведений, кроме самого факта гибели священников, не так много, и восстанавливать биографии приходится по крупицам, извлекаемым из исторических документов.