Кубанские Новости
Культура

Михаил Казиник: «Мир спасут искусство и чувство юмора»

Он обаятелен и убедителен. Он много смеется и потрясающе играет на скрипке. Он знает наизусть почти всего Пушкина и открывает в

Михаил Казиник не был в Краснодаре 27 лет. Хотя, казалось бы, от его нынешнего дома – Швеции – Кубань гораздо ближе, чем Тюмень и Челябинск, где он бывает постоянно. Краснодар в его воспоминаниях – город с пустыми полками и общественным транспортом до 23.00, но при этом с аншлагами на его концертах, после которых люди далеко за полночь шли пешком домой «по длинным, почти станичным улицам».

Какими стали краснодарцы? Каким стал Казиник? Чтобы понять это, было не так уж много времени: встреча с журналистами и музыковедами, мастер-класс для студентов, всего один концерт «Я обнимаю вас музыкой» с произведениями гениальных Баха, Моцарта, Листа. Но маэстро умеет завоевывать публику сразу и бесповоротно. Краснодарцы поняли: он – все тот же.

Бах против муравьиного коммунизма

Михаил Семенович много улыбается и заставляет улыбаться окружающих.

– Если через десять минут после начала моего урока никто не засмеялся – все, урок пропал, – говорит он. – Мир спасут чувство юмора и культура! Оглянитесь назад, ведь в процессе эволюции выжили только те народы, которые могли смеяться над собой и окружающей действительностью.

А культура, по его мнению, единственное, что отличает нас от животных и делает людьми. Не труд, нет! Вот муравьи – трудяги, каких поискать, и в их муравейниках, если разобраться, давно уже коммунизм. А на Баха и Шостаковича не реагируют.

– Не поверите, я даже эксперимент проводил в лесу недалеко от своего дома, – смеясь, рассказывает Михаил Казиник. – Брал скрипку, становился возле муравейника и играл. Думаете, хоть один остановился? Нет, бегут, суетятся. А знаете, что самое страшное? 95 процентов населения планеты сейчас живут так же – не зная ни классической музыки, ни импрессионистов. Работаем, чтобы есть, едим, чтобы работать… Не хочу, чтобы мы вели убогое муравьиное существование! Буду бороться с этим до конца своей жизни! Для этого и езжу с концертами по всему миру, на которых говорю и отвечаю на вопросы порой больше, чем играю.

«Астронавтики»

Маленькие ученики из экспериментальных школ Казиника – как пришельцы с других планет. Другие. Непохожие. «Астронавтики!» – удивленно называют их гости. Они все очень талантливы, потому что неталантливых детей не бывает. Это современная школа, по мнению Михаила Казинека, делает их посредственностями с обрывками знаний. А комплексно-волновые уроки, которые придумал Казиник, помогают создать полную, а не обрывочную картину мира и развить нестандартное мышление.

– Нельзя литературу изучать без истории, а историю – без географии! – настаивает он. – Прочитали произведение на литературе – тут же на истории разберитесь, в какое время это было создано, как жила в это время страна, что творилось с экономикой. Расскажите об этом так, чтоб ребенок влюбился в автора! Уходите от скучных лекций с проповедями про дисциплину, ведь школа – это театр, а не тюрьма или армия!

Ну как, скажите, школа может оставаться прежней с приходом в нашу жизнь интернета? Это раньше учитель был единственным источником информации для ребенка, единственным, не считая Большой Советской Энциклопедии, кто знал все про Джомолунгму. Сегодня посредством всемирной паутины на ту же Джомолунгму можно и посмотреть, и виртуально облететь ее, и узнать в сто раз больше, чем уместится в учебнике или энциклопедии. Но вот захочет ли ребенок искать эти знания? Поэтому девиз всех школ Казиника: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь».

Я – вицлипуцлист!

Гражданин мира, он не любит политику и религию – потому что это разъединяет людей. В его идеальном мире люди не должны спорить о том, кто «правильнее», – Будда, Иисус или Аллах, потому что ответов в этом споре нет вот уже тысячи лет. Они должны читать Пушкина и Шекспира, слушать Чайковского и Баха, которые талантливы и гениальны априори.

– Одно то, что в Средневековье всех красивых женщин в Европе сожгли священники, отвращает меня от религий. Это инквизиция виновата в том, что там сейчас на улицах даже взглянут не на кого! В России и Белоруссии просто душой отдыхаешь, девушки – одна лучше другой! Поэтому, когда у меня спрашивают, к какой конфессии я себя отношу, всегда говорю: «Я – вицлипуцлист»! Вицлипуцле поклоняюсь. А поскольку его не знает никто, то и спорить не о чем. Лучше о Пушкине поговорить, это гораздо интереснее.

Михаил Казиник в Краснодаре
Видео: Кубанские новости

О Пушкине Казиник может говорить часами. Цитирует огромными кусками и трактует его совсем не так, как мы привыкли. Даже «Сказка о рыбаке и рыбке» в его прочтении не повествование о злобной и жадной старухе, а трогательный рассказ о всепоглощающей, безоглядной любви старика.

Тем удивительнее было несколько месяцев назад увидеть Михаила Казиника на трибуне Совета Федерации. Выступал он там не как политик, а как искусствовед и просветитель, но вопросов из разряда «вы и политика» на концертах и пресс-конференциях стали задавать гораздо больше. Впрочем, оказалось, что его отношение к политике не поменялось:

– Вспомните ли вы сейчас, кто правил во времена гениальных Петрарки и Шекспира? Нет! Спустя века оказалось, что это неважно. Главное – искусство, культура. А Совет Федерации я рассматриваю как трибуну, где меня могут увидеть и услышать больше людей.

Впрочем, в слушателях у Михаила Казиника и так нет недостатка. Из Краснодара он отправился в Сочи и Сухуми, потом Санкт-Петербург, Калининград, Таллинн, Рига и Вена. «Главное культурное событие зимы в Краснодаре», как гласили афиши на улицах города, прошло слишком быстро. Радует одно: он обещал вернуться. Но теперь уже раньше, чем через 27 лет.



СПРАВКА «КН»

Михаил Казиник родился в Ленинграде в 1951 году, но все детство и юность, вплоть до окончания школы, провел в Витебске. В Минске окончил консерваторию.

  • Скрипач и музыковед, с 1975 года выступал с лекциями-концертами по всему Советскому Союзу.
  • После событий августа 1991 года получил шведское гражданство, сохранив и белорусское, живет в Стокгольме.
  • Постоянно гастролирует по России, Европе и США с лекциями, концертами и моноспектаклями.
  • В 2000-х годах написал две книги о тайнах гениев, снял 60 фильмов по искусству и записал порядка полутора тысяч передач, которые транслировались и продолжают выходить в эфир на радио «Орфей», «Серебряный дождь», «Голос России».
  • В 2005 году был музыкальным экспертом Нобелевского концерта. Член Международной комиссии по искусству. Создал собственную образовательную систему и основывает свои школы в Европе и России.


Фото Михаила Ступина