Шестимесячная оккупация Краснодара закончилась 11 – 12 февраля 1943 года. За это время от рук фашистов погибли 13 тысяч горожан. В освободительной операции участвовали тысячи бойцов, но до 75-летия этой даты, к сожалению, дожили лишь 26 человек.
«Кубанские новости» записали воспоминания семерых освободителей Краснодара – в каждом их слове боль памяти и великая история нашей страны.
Дробязко Сергей Григорьевич
После того как отец ушел на войну в июне 1941 года, 16-летний Сергей, оставшийся в семье за старшего (дома, кроме него, были мать, бабушка и младшая сестра), пошел работать учеником токаря на Краснодарский нефтезавод. Отправить его на фронт в местном военкомате отказывались по причине слишком юного возраста.
Однако когда немцы стали подступать к Краснодару в июле 1942 года, парня все-таки пригласили в военкомат.
– Тогда почти все здоровые ребята 1925 года рождения получили повестки. В военкомате нас оформили и выдали оружие. Мне досталось ПТР – противотанковое ружье, – вспоминает Сергей Григорьевич.
Первое боевое крещение ребята приняли под Краснодаром – у станицы Динской на хуторе 1-я речка Кочеты (сегодня – село Первореченское). Далее юных бойцов направили окружным путем к Пашковской переправе.
Солдаты заняли оборону на реке Кубань и несколько дней сдерживали натиск противника, пока регулярные части Советской Армии отходили к Горячему Ключу.
Побывал ветеран в плену: в лагере для советских военнопленных он строил новый мост через реку Кубань вместо взорванного гужевого (в районе нынешнего Яблоновского моста). Вместе с бывшими одноклассниками бежал из лагеря и снова ушел на фронт.
В составе 353-й стрелковой дивизии дошел до Кривого Рога, где был тяжело ранен в голову. В результате Сергей Дробязко долго не мог ни говорить, ни слышать, кроме того, у него отнялись ноги, болела спина. Восстанавливать здоровье направили в военный госпиталь в городе Гори (Грузия). Молодого бойца поставил на ноги пожилой врач, который сам варил для него травяные отвары. Однако из-за контузии молодого бойца комиссовали.
Несколько лет назад Сергей Дрозябко написал книгу «Дорогами войны», где подробно рассказал, где и как воевал.
За проявленные в боях мужество и отвагу Сергей Дробязко награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями Жукова, «За оборону Краснодара», «За победу над Германией» и др. Всего у него около 20 наград.
Кастаньян Алексей Аршакович
Когда началась война, попросился вместе с товарищами на фронт. Но из-за возраста отказали. Тогда настойчивый юноша стал помогать сотрудникам местного военкомата – разносил повестки.
В 1942 году в Краснодар стали возвращаться тяжело раненные старшие товарищи Алексея: большинство покалеченные – без рук, ног, контуженые.
– И тогда в моей душе поселилась горячая ненависть к врагам. Ведь они искалечили молодых парней, заставили страдать тысячи ни в чем невинных людей, – признается Алексей Аршакович. – Прошло это чувство только спустя два года, когда в центре Краснодара упала огромная немецкая бомба. Она почему-то не разорвалась. Когда ее обезвреживали, внутри вместо взрывчатки оказался песок и записка на русском языке: «Привет от коммунистической партии Германии! Чем можем – поможем!». Тогда я понял, что нельзя по отдельным людям судить обо всей нации.
Алексей Кастаньян принимал участие в боях за Кавказ в составе 383-й стрелковой дивизии. И даже сегодня хорошо помнит многие обстоятельства фронтовой жизни. Например, как он и его двое товарищей взяли в плен семерых немцев.
– Это было в лесу под Туапсе. В сумерках мы издалека заметили огоньки сигарет, которые курили фашисты. Решили окружить их с разных сторон и постараться обойтись без стрельбы. Чтобы не вспугнуть врага, шли по листве с автоматами наизготовку, буквально на цыпочках. Когда подошли вплотную, увидели, что все немцы отставили свое оружие в стороне. Это и помогло провести операцию быстро и без лишнего шума, – рассказывает ветеран.
За успешно выполненное задание командира Алексея Кастаньяна и его боевых товарищей наградили медалями «За отвагу». Имеет он также орден Отечественной войны I степени, медаль Жукова и другие почетные награды.
Свежакова Анна Николаевна
Девятиклассница Аня с первых дней Великой Отечественной войны рвалась на фронт. Но встать на защиту Родины получилось лишь через год.
– Моя служба началась 10 апреля 1942 года. В Краснодаре тогда формировали женские отряды. Я попала в 68-й батальон, – вспоминает Анна Николаевна. – Первое время нас, девчат, учили военному делу: как стрелять, ухаживать за оружием. Но стрелять в живых людей мне, к счастью, не пришлось. У нас было другое задание – следить за немецкими самолетами, бомбившими город.
Со специальных наблюдательных вышек девушки круглые сутки внимательно вглядывались в небо, чтобы как можно раньше сообщать о вражеских налетчиках – о количестве и марках самолетов. К слову, Анна Свежакова и сегодня может подробно рассказать, как на слух определить, кто летит: бомбардировщик, самолет-разведчик или истребитель, легко различает «юнкерсы», «мессершмитты», «фоке вульфы»…
Работа женского батальона очень помогла советским войскам продвинуться к Краснодару и вскоре освободить его от немецко-фашистских захватчиков.
За проявленные в годы Великой Отечественной войны героизм и отвагу Анна Свежакова была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Кубани», «За победу над Германией».
Неронов Александр Михеевич
Родился и вырос в станице Чепигинской Брюховецкого района. Оттуда же и ушел на фронт в 1943 году пехотинцем.
Сначала новобранцев, которым едва исполнилось 16 – 17 лет, повезли в Тимашевск. Там опытные бойцы и инструкторы обучали их военному делу. А спустя несколько дней получили первое задание – защищать Краснодар.
– Советским войскам требовалась срочная помощь, поэтому брали даже нас – мальчишек. Мы, конечно, с готовностью отозвались на призыв. Ведь шли не куда-то, а Родину защищать, освобождать родную Кубань от фашистов, – вспоминает ветеран.
От старших товарищей новобранцы отличались не только возрастом, но и внешним видом.
– В чем ушли из дома «на войну», в том и проходили «учебку», а после двинулись выдворять немцев из Краснодара. Однажды наш отряд увидел какой-то военный начальник и строго спросил: «Это что еще за детсад? Почему одеты не по форме?» Пришлось объяснять, что времени на переобмундирование не было. Но такой ответ не устроил военачальника, и он распорядился, чтобы через час нас одели как полагается. И только увидев нас в военной форме, отпустил дальше, – рассказывает Александр Михеевич.
Вспоминая о пережитом, ветеран всегда подчеркивает, что даже в тяжелых фронтовых условиях бойцы старались не терять человеческих качеств. Например, когда немцы отступали с Кубани в сторону Крыма, случился один эпизод.
– Удирали от нас фашисты на рыбацких лодках, стоявших на берегу Керченского пролива. Поэтому нам пришлось пускаться за ними в погоню. Переправились на тот берег уже ночью. Тихо подобрались к месту их дислокации, смотрим, а они спят. Мы тогда стали будить их и сразу брать в плен. Нельзя же стрелять в спящих, – говорит пехотинец Неронов.
После тяжелого ранения в легкое Александра Михеевича демобилизовали.
Литвин Николай Тимофеевич
Ушел на фронт 19-летним добровольцем 14 сентября в 1942 году из небольшого городка Петропавловска в Казахстане. Спортивного парня, имевшего за плечами 37 прыжков с парашютом, один час налета на планере и разряды по нескольким видам спорта (3-й по фехтованию, 4-й – по бегу на лыжах), с радостью приняли в воздушно-десантные войска.
– Лейтенант, проводивший набор, спросил: «Не боишься? Ведь десантники на 90 процентов – смертники?» Я говорю: «Нет». И ушел на фронт, – вспоминает Николай Тимофеевич.
Он прошел всю войну – до самой Германии. Принимал участие в Курской битве, боях за Кавказ, освобождал Краснодар.
В 195-й горно-вьючном минометном полку Николай прошел всю Кубань. В боевом расчете был наводчиком орудия. Перемещать тяжелые орудия с одного места дислокации на другое бойцам помогали ослы. В полку их было около 20-ти. Животные стойко переносили тяготы военной жизни, и даже когда еды не хватало, медленно, опустив головы, шли к новому месту.
Примечательно, что самих минометчиков товарищи по полку называли «самоварщиками» (за сходство оружия с этим предметом). Командиры перед атакой так и кричали: «Самоварщики, вперед!» Но никто из бойцов не обижался.
После освобождения Кубани полк Николая Литвинова воевал еще в нескольких ключевых сражениях Великой Отечественной войны. В том числе на Курской дуге.
– Бои были такие тяжелые, что и вспоминать страшно. Но выстояли, – говорит ветеран.
В Краснодар Николай Тимофеевич вернулся лишь в 1953 году: случайно увидел в газете объявление о наборе студентов в Пашковский сельскохозяйственный техникум на отделение землеустройства. И решил переехать сюда вместе с семьей. Да и земля кубанская за годы войны стала родной. Поэтому на вопрос «Откуда будете?» ветеран твердо отвечает: «Свой я, кубанский!»
Бирюков Владимир Ильич
57-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, в котором служил Владимир Бирюков, принимал активное участие в защите Краснодара от немецкой армии. И хотя численность войск противника и количество имеющегося у него оружия значительно превышали наши, молодые бойцы мужественно держали оборону.
Владимир Ильич с товарищами защищал рубежи кубанской столицы со стороны реки Кубань, недалеко от завода им. М. Седина. Противник пытался на танках въехать в город по деревянному мосту, но зенитчики его взорвали. Попробовали проехать по железнодорожному – советские саперы взорвали и его.
– Завязался бой, в ходе которого командир орудия Григорий Решетников был тяжело ранен. Но он успел перед смертью скомандовать: «Заряжай! Огонь!» В этот день погиб весь расчет. Но немцы действительно отступили тогда. А позже мы, их боевые товарищи, узнали, что ребят посмертно наградили орденами Боевого Красного Знамени. За то, что сдерживали натиск врага и тем самым задержали его наступление на Туапсе, – рассказывает Владимир Бирюков.
На могиле товарищей в ауле Шенджий Владимир и его сослуживцы дали клятву, что, несмотря ни на что, победят врага и освободят столицу Кубани. И слово сдержали.
Владимир Бирюков в составе своей батареи 57-го артиллерийского дивизиона участвовал в боях под Туапсе. Немецкие самолеты ежедневно бомбили город и его окрестности. Но русские войска им хорошо «отвечали»: только Бирюков и его товарищи сбили 18 вражеских самолетов.
Конец войны капитан Бирюков встретил на Дальнем Востоке. Там же обзавелся семьей, с которой позже переехал в Краснодар.
Моргун Степан Степанович
Ветеран 339-й Ростовской, Таманской, Бранденбургской стрелковой дивизии принимал участие в боях за Кубань (в том числе за Краснодар), Крым и другие советские регионы.
В памяти ветерана много эпизодов, про которые он любит рассказывать родным и близким. Но особое место среди них занимает военный Краснодар 43-го.
– В город мы попали после того, как освободили станицу Абинскую. В кубанской столице нас отправили на железнодорожный вокзал Краснодар-1, чтобы вручить знамя дивизии, – вспоминает Степан Степанович. – Как только прибыли на место, налетели немецкие самолеты и началась сильная бомбежка. Рядом с нами загорелся вагон с ватниками. Пожарные подъехать к нему не смогли. Поэтому торжественную часть передачи знамени сильно сократили и нас, бойцов, быстро вывезли из опасной зоны.
Молодые солдаты старались не терять оптимизма и на фронте. Находили смешное даже там, где, казалось, этого быть не должно. Например, новобранцев учили, что при перемещении ночью боец должен называть постовому кодовое слово – пропуск. Обычно это была какая-то деталь оружия. Например, мушка.
– Вот ты на посту стоишь, и если кто-то идет, должен кричать: «Стой! Кто идет?» Солдат ответит: «Свои». А ты: «Пропуск знаешь?» Он должен сказать: «Мушка». Значит, свой. Об этом очень много говорили старшие товарищи. И спустя время один из бойцов стал шутить: «Стой! Кто идет? Пропуск «мушка» знаешь?» – вспоминает Степан Степанович.
У Степана Моргуна много наград, но самая любимая – «За взятие Берлина».
Участники освободительной операции в Краснодаре, которые и сегодня живут в городе.
Басий Виталий Михайлович
Бережной Сергей Петрович
Бирюков Владимир Ильич
Василевский Арсений Герасимович
Дробязко Сергей Григорьевич
Гостева Мария Кирилловна
Ефремов Владимир Андреевич
Кастаньян Алексей Аршакович
Коваленко Нина Власовна
Кономополо Николай Александрович
Коссовская Елена Петровна
Куприенко Клавдия Николаевна
Кутняков Василий Митрофанович
Куценко Раиса Ивановна
Литвин Николай Тимофеевич
Михалева Валентина Алексеевна
Моргун Степан Степанович
Неронов Александр Михеевич
Рыбкина Ольга Трофимовна
Самарская Надежда Сергеевна
Свежакова Анна Николаевна
Скрипникова Надежда Григорьевна
Сызганова Антонина Владимировна
Хлыстунов Григорий Алексеевич
Шаханова Анна Тимофеевна
Шлыков Дмитрий Никитович
Фото: Юрия Ходзицкого и из Государственного архива Краснодарского края