Самоубийства подростков, массовые убийства в школах, огромное количество жертв. Число кровавых трагедий в последнее время просто зашкаливает. Недавние события в стране породили страх и обострили проблему безопасности детей. Ивантеевка, Пермь, Улан-Удэ… Обычные дети из обычных школ становятся беспощадными убийцами. Можем ли мы остановить насилие и жестокость? Почему подростки совершают нападения, и что стало отправной точкой для начала массовых убийств в России?
Сегодня опять стреляли. С каждым днём всё страшнее и хладнокровнее. Порой поражаешься, как внезапно всё может случиться. Ты сидишь на уроке, завтракаешь в столовой или повторяешь своё домашнее задание, совсем не подозревая, что через пару минут твоя жизнь или жизнь твоих друзей может оборваться. Ивантеевка, Пермь, Улан-Удэ… Вся страна в шоке.
В январе этого года десятиклассник Мотовилихинского района Перми и его знакомый, бывший ученик этого же учебного заведения, пришли в школу, вооружившись ножами. Ворвавшись в класс, где шел урок у четвероклассников, подростки стали наносить ножевые удары детям и учителю, которая пыталась спасти их, закрывая собой. Девять учеников и учитель получили множественные ножевые ранения. После кровавой расправы с младшими школьниками обезумевшие подростки попытались убить друг друга, но остались живы.
Всего лишь через четыре дня ужасные события произошли в одной из школ Улан-Удэ. Девятиклассник пришел в школу с топором и «коктейлем Молотова». Надев маску, он ворвался в кабинет русского языка и литературы, где находились семиклассники, поджег класс и набросился с топором на учительницу и детей. Он бил их по голове, лицу, спине, а одной девочке отрубил пальцы на руке. Затем ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна, чтобы покончить с собой. Его задержали и обезвредили прибывшие по сигналу тревоги полицейские и пожарные.
А помните “ивантеевского” стрелка? В сентябре прошлого года в школе № 1 в Ивантеевке девятиклассник Михаил устроил прямо в классе бойню из травматического пистолета. Как выяснилось, он давно замышлял покончить с собой и собирался повторить одну из трагических историй, произошедшую в 1999 году в США.
Многие еще не забыли, как четыре года назад десятиклассник одной из школ Отрадненского района Москвы около полудня пришел в школу с двумя винтовками и заставил охранника пропустить его внутрь. С порога Сергей выстрелил в живот учителю географии Андрею Кириллову. В кабинете биологии взял в заложники около 20 учеников и учителя. Подросток успел застрелить одного из полицейских, а другого полицейского ранил. После этого его обезвредили и задержали.
Они зовут себя “колумбайнерами”. Странное название, не правда ли? А история его происхождения вот какая. В 1999 в Америке, в школе “Колумбайн” штата Колорадо, случилось массовое убийство, заранее подготовленное двумя учениками старших классов - Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом. Два одиннадцатиклассника убили 13 человек и ранили около 25. Восемнадцатилетний Харрис и семнадцатилетний Клиболд совершили самоубийство на месте преступления.
В своих интернет-дневниках, а их они вели в течение нескольких лет до теракта, парни делились инструкциями по изготовлению взрывчатки и выставляли списки одноклассников, которых хотели бы убить. Не боялись даже выставлять напоказ видеозаписи о том, как собирают оружие и боеприпасы.
Согласно некоторым свидетельствам, Харрис и Клиболд были членами школьный группы, которая называла себя «Trenchcoat Mafia». Их часто задирали сверстники, а итоге они сами стали запугивать других.
Всенародное внимание к трагедии в американской школе привело к тому, что агрессивным подросткам стали подражать. Последователи стали называть себя "колумбайнерами". Фанаты американских стрелков появились и в нашей стране. Именно по интернет-дневникам Харриса и Клиболда подростки прониклись их идеями и мировоззрением. Считается, что “колумбайнеры” – это обиженные подростки, которых травят в школе, над которыми смеются или которые страдают от, якобы, несправедливого отношения к ним учеников или учителей. Они одержимы жаждой мести.
В социальных сетях можно найти множество групп, посвященных событиям 1999 года. В них участники с интересом обсуждают все, связанное со школьниками-убийцами: от маршрута по пути в школу до одежды, которую носили подростки.
В группу может попасть любой человек, элементарно подав в неё заявку и дождавшись принятия её администратором. Чуть раньше подобную популярность переживали “синие киты” - группы, где подростков склоняли к суициду. И вот новая беда.
Однако после недавних кровавых событий сообщества в соцсетях стали активно закрывать, пытаясь предотвратить рост числа интересующихся этой темой подростков. Но только ли в активном влиянии сообществ “колумбайнеров” кроется причина повторяющейся волны убийств? Ведь психологи указывают и на другую проблему: на психику подростков влияют компьютерные игры с уклоном на жестокость, насилие и убийства, фильмы и даже музыка.
Недавно я наткнулась на англоязычную песню, в которой поётся о мальчике, который взял у отца ружьё и пошёл расстреливать своих одноклассников. Удивительно, как современное общество пропускает такое и мирится с существованием странного “творчества”. Неужели подкупает радостный и мелодичный мотив мелодии?
Кстати, один из подростков, который убил свою подругу, а потом и себя, в предсмертной записке сделал отсылку к песни «Возможно» популярной среди молодёжи группы «МЫ», в которой увидел призыв к убийству.
То, что мы слышим, что нас окружает, действительно влияет на наше мировоззрение и восприятие многих вещей. Формируется современная молодежная культура, которая несет насилие и жестокость. Она провоцирует некоторых подростков с неустойчивой психикой на безумные поступки. Из интернета, кино, компьютерных игр льется масса негатива, который дети “переваривают” по-своему. Им еще сложно разделить виртуальное и реальное. Дети, подростки с неустойчивой психикой ее просто не чувствуют, и подражают, и убивают, без сожаления и абсолютно не задумываясь об ответственности. Они считают, что это “круто”
Взрослые боятся за своих детей. Депутаты и чиновники пытаются справиться с проблемой безопасности в школах, ужесточая охрану на входе. Ведь в школах США с их, казалось бы, надежной охраной, нередко происходят перестрелки. Разве дети чувствуют себя в безопасности? Вряд ли. Наши депутаты предлагают установить металлоискатели, учителей обучить навыкам самообороны. Но поможет ли это? Об этом сейчас спорят все.
- Учителям нужно попытаться не доводить детей до серьезных конфликтов, помогать ребенку в случае их возникновения, - считает учитель истории и обществознания гимназии №18 города Краснодара Галина Устименко. - Классные руководители должны ставить в известность родителей о появлении каких-либо склонностей к насилию или жестокости. Думаю, что все-таки нужно ставить камеры высокого разрешения и металлоискатели при входе в школу, дабы дети не смогли пронести оружие, острые предметы и взрывоопасные вещества. Здесь нельзя экономить, необходимо вложиться, чтобы решить данную проблему, и это напрямую зависит от государства.
В массовых убийствах, совершенных подростками, нельзя не заметить одну закономерность. Практически каждый из них хотел совершить самоубийство. Наверное, другого выхода они не видели, или думали, что так избавятся от ответственности, от конфликтов. Кстати, когда стали разбираться в январской истории с поножовщиной в пермской школе, выяснилось, что один из нападавших, бывший ученик школы, раньше бил одноклассников, состоял на учете у психиатра и длительное время провел на домашнем обучении. Дома родители с ним тоже не могли справиться.
- Когда отец перестал справляться с сыном самостоятельно и обратился в полицию, представители комиссии по делам несовершеннолетних просто решили отца же и призвать к ответу, наложив штраф, - выяснила уполномоченный по правам ребенка в России Кузнецова.
Интересный факт: У этого подростка был аккаунт в соцсети "ВКонтакте" с именем и фамилией Л. Он был подписан на группы, посвящённые расстрелу в американской школе Колумбайн, а также публиковал на своей странице видео о той трагедии. Но после нападения на школу его аккаунт исчез. Но в сети появилось около десяти новых страниц с его именем. Можно лишь догадываться и с ужасом ждать, что может произойти дальше.
Боятся новых кровавых разборок и взрослые, и дети. Они напуганы, встревожены. Подростковая агрессия - откуда она? Учителя, школьники, подростки, родители, пользователи в социальных сетях боятся и спорят. Кто-то сочувствует подросткам, говоря о том, что именно травля, унижения и неприятие школьным коллективом сподвигли их на отчаянные, безжалостные поступки. Кто-то обвиняет государство в том, что дети в школах не защищены, кто-то ругает газеты, телевидение в том, что слишком много рассказывают о кровавых ЧП. Винят учителей, которые “спровоцировали”, родителей, что “не углядели”, “не остановили”.
Спорят и будут спорить во всем мире, потому что это проблема не только нашей страны. Думаю, во всем есть одно важное слово - “внимание”. Именно его не хватает тем, кто испытывает психические и психологические проблемы, кто не может найти выход из конфликтов. И в первую очередь, на это должны обратить внимание родители.
Психологи советуют: если вы хотите уберечь своего ребенка, и, возможно, выявить назревающую проблему, необходимо обращать внимание на то, что он говорит. Очень важно сохранять с ним доверительные отношения и выслушать, когда он в этом нуждается. Ведь вы можете не даже подозревать о взаимоотношениях в коллективе, о том, что, возможно, ваш ребенок находится в состоянии депрессии или имеет другие психические отклонения.
Обратите внимание на его социальные сети, ведь нынешнее поколение выкладывает все свои мысли в интернет, подписывается на группы, в которых часто прослеживается тема насилия. Познакомьтесь поближе с его друзьями, узнайте кто они, чем занимаются.
Многие убийцы признавались, что пошли на насилие из-за преследований со стороны своих одноклассников, а также из-за отчуждённости от коллектива. Лишний вес, плохие оценки, безвкусная одежда, непривлекательная внешность - мало ли к чему могут “прицепиться” в школе “добрые” одноклассники. Кто-то не обратит внимания, а кого-то даже простая насмешка может загнать в угол и повлечь страшные последствия.
Не проглядеть такого ребенка и вовремя среагировать - это задача с неизвестным уже не для школьников, а для взрослых. Родители, учителя, соседи, участковые, психологи… На самом деле их много - тех на чьих глазах медленно вызревает очередная будущая трагедия. Ну не могут же они все разом ослепнуть и не замечать ничего кроме самих себя. Или могут?