В операции по освобождению новокубанской земли участвовали соединения 37-й и 9-й армий. Непосредственно бой за село Новокубанское (ныне город. – Прим. авт.) вели части 389-й стрелковой дивизии под командованием полковника Леонида Колобова.
В машинописной книге редактора дивизионной газеты «За Родину!» Семена Емельянова, которая хранится в местном музее, подробно описано сражение за этот населенный пункт. Автор вспоминает, что «после Армавира», спешно отводя танковую армию на Ростов, враг начал применять тактику механизированных заслонов на пути Красной Армии с целью задержать продвижение наших войск.
На такую засаду и нарвались бойцы дивизии. Выступив из Армавира ранним утром 24 января 1943 года на подходе к селу Новокубанскому передовые части попали под минометный обстрел. Как выяснилось, нашим бойцам противостоял вражеский гарнизон с бронетранспортерами и танками.
По приказу комдива Колобова в обход села с востока выдвинулся 1277-й полк, с запада – 1279-й полк, 545-й стрелковый полк действовал вдоль шоссе на юго-восточной окраине. Противник оказал упорное сопротивление, небольшой населенный пункт пришлось брать, отражая контратаки пехоты и танков.
Бой затянулся более чем на сутки и закончился к исходу 25 января. В дивизионной газете сообщалось, что благодаря умелым действиям солдат и командиров село Новокубанское было освобождено «малой кровью». Наши потери составили 6 убитых и 16 раненых. Правда, здесь едва не погиб комдив Леонид Колобов, когда его штабной автомобиль выскочил прямиком на немецкие позиции и попал под обстрел противника.
Неизвестный подвиг
Во время оккупации в селе Новокубанском действовало подполье. Сохранились воспоминания о том, как при отступлении фашисты подготовили к взрыву важные промышленные объекты, а 90-летний старик подсказал местным подросткам, как обезвредить взрывчатку, и они спасли от уничтожения промышленные предприятия.
До последнего времени только родственники знали о подвиге председателя фабричного комитета местной биофабрики Ульяны Лазаренко. Перед наступлением фашистов с одним из сотрудников она разобрала аппаратуру и вместе с образцами вакцин спрятала. Женщину оставили в тылу, так как только она знала, где находится тайник.
Немцы потребовали наладить производство ветеринарных вакцин для нужд Германии и поставили ультиматум: если процесс пойдет, то село спасут от полного уничтожения. Тогда Ульяна Лазаренко собрала бывших сотрудниц и приступила к «работе» на неисправном оборудовании. Несколько месяцев тянула время, срывая планы фашистов получить вакцину.
За саботаж женщину приговорили к виселице. Казнь назначили на 25 января. И только наступление наших войск спасло Ульяну Лазаренко от гибели. Благодаря ее поступку село было спасено от уничтожения, а уже через месяц после освобождения Новокубанская биофабрика возобновила производство вакцин для сельхозживотных.
Много горя и лишений принесла фашистская оккупация. В окрестностях нынешнего города Новокубанска находился концлагерь, где были уничтожены 330 мирных граждан. Сейчас на этом месте установлен памятник.
Отступая, фашисты забирали и уничтожали все самое ценное. В окрестностях села Новокубанского, в поселке Хуторок, группа разведчиков 389-й дивизии под командованием лейтенанта Ивана Тюрина спасла от взрыва элеватор, с которого фашисты не успели вывезти около 700 тонн зерна. В благодарность красноармейцам жители Новокубанского района в первый же день испекли для освободителей около 400 килограммов хлеба.
Фото и информация предоставлены Новокубанским краеведческим музеем. Многие публикуются впервые. Использованы материалы из книги С. И. Емельяненко «По зову Родины».