Необычным коллекционированием Эрнст Антонов увлекся около двух лет назад. Помог случай. Во время зимней прогулки по Усть-Лабинску он споткнулся обо что-то твердое. Присмотрелся, отряхнул предмет от снега. Оказалось, что на пути мужчины попался кирпич. И не современный, а старинный, с клеймом. Как выяснилось позже, этот кирпич был выпущен еще до Первой мировой войны.
- С того дня меня зацепило. Захотелось не только собирать кирпичи, но и пытаться по ним разгадать историю - где, кем они были произведены и в какое время, - вспоминает Эрнст.
Сегодня в его коллекции уже более сотни экспонатов. Возраст кирпичей варьируется от 1904-го до 1932-го года. Все они найдены на территории бывших Кубанской области и Майкопского уезда.
- У любого коллекционера кирпичей есть несколько источников, по которым можно узнать их историю. Мне помогают в этом архив и метрические книги Усть-Лабинска, кубанские календари, в которых, как я выяснил, публиковались сведения о кирпичном производстве в городах, станицах и хуторах нашего регионе. По ним можно восстановить имя производителя, численность его работников и даже годовой оборот дела в золоте.
Кроме того, по словам, коллекционера, кирпичи могут рассказать и другие интересные исторические факты. Например, поведать о том, как развивалось на Кубани железнодорожное сообщение.
- Вот кирпич с клеймом «АК», - Эрнст демонстрирует один из своих экспонатов. Если верить кубанскому календарю, аббревиатура обозначает - Антон Каракай, известный в начале XX века кирпичезаводчик станицы Платнировской. Как его кирпич попал в станицу Усть-Лабинскую? Скорее всего, его сюда привезли. Кстати, такие кирпичи часто использовали при строительстве домиков железнодорожных смотрителей.
Особое место в собрании Эрнста Антонова занимают так называемые «памятные» кирпичи. Такие стройматериалы выпускали специально к какому-нибудь значимому событию. Так на одном из кирпичей выбита дата «1885». Именно этот год историки чаще всего связывают с инициированием Александром развития железных дорог на Кубани.
- Интересны и кирпичи с изображением животных. На Кубани было три вида таких стройматериалов - с клеймом орла, лошади и собаки. Последний мог свидетельствовать о том, что хозяин дома из такого кирпича или сам производитель держали псарню. Многие коллекционеры, кстати, собирают еще и кирпичи со следами, оставленными на них животными, - объясняет Эрнст.
Между тем, увы, кирпичи, даже самому въедливому коллекционеру или историку, всех тайн не отдают.
- Восстановить сведения только по одной или двум буквам клейма бывает очень тяжело. Например, есть кирпичи с инициалом «Б». Но только в одном Екатеринодаре заводчиков, чья фамилия начиналась на эту букву, значилось около двадцати, - сетует Эрнст, - или взять Усть-Лабинск. Производителей кирпича здесь было много. Но доподлинно известно только о двух Алексее Алексееве, его упоминают разные источники с 1912 по 1916-й годы. Второй – Шарапов. А вот с именем его загвоздка. До нас дошел инициал «С». Но он может означать Степана, Семена и т.д. Точно не установить.
По мнению коллекционеров, больше всего сегодня ценятся целостные кирпичи и старинные стройматериалы, на которых хорошо просматриваются клейма.
- Вообще качественный кирпич и в старину, и сегодня определяется по звуку. Чем звонче, тем крепче. Он должен быть малинового насыщенного цвета. Но не перекаленный - неоднородного цвета и с белым оттенком по краям.
Кстати, даже пережженным кирпичам раньше находили применение. Их нельзя было использовать в строительстве, зато они служили отличным материалом для мостовых.
- Если кирпич пережженный положить на основу правильную, он может выдержать вес большегруза. В Усть-Лабинске им были выложены центральные улицы. Когда осенью прошлого года меняли тротуар и подняли слой асфальта, обнаружили большой фрагмент кирпичной мостовой шириной три метра и сто метров в длину, - рассказал Эрнст Антонов.
Сегодня коллекция усть-лабинца уже достигла полутоны. Останавливаться он не собирается. Кроме того, Эрнст начал собирать и другие старинные стройматериалы - черепицу.
- Сегодня у меня есть так называемая «марселька». Это дешевая черепица, которую везли кораблями из Франции. Она была очень востребована на Кубани. У нее есть свои интересные клейма, например льва, пчелы, мальтийского креста, лошади. Всего их 18. В моей коллекции пока 9. Так что мне есть, к чему стремиться, - улыбается Эрнст.