В январе 1943 года Белоглинский район освобождали войска 44-й армии под командованием генерала Василия Хоменко. Ожесточенное сражение разгорелось за село Кулешовка. Как вспоминал командир 581-го стрелкового полка С. М. Мартиросян, на подступах к этому населенному пункту командир батальона Бобровский проявил инициативу и своим левым флангом внезапно обрушился на огневые точки противника:
«Ночью шел интенсивный бой. Наши части приближались к домам, не давая закрепиться в них немцам. Во многих местах происходили рукопашные схватки с применением гранат. К исходу ночи противник ослабил сопротивление и стал отступать. В результате 15-часового наступления 581-му и 683-му полкам к 7 часам утра 22 января 1943 года удалось полностью освободить Кулешовку».
На другом фланге 865-й стрелковый полк под командованием подполковника Лысенко и 850-й артиллерийский полк под командованием майора Федорова ударом по селу Белая Глина вынудили противника после скоротечного, но жаркого боя оставить село и железнодорожную станцию.
Село Белая Глина было освобождено 25 января 1943 года, и это был первый районный центр Кубани, освобожденный войсками 44-й армии.
«Сережино поле»
Летом 1942 года, прорвав оборону Красной Армии, немецко-фашистские войска устремились на Северный Кавказ. 1 августа чуть севернее села Белая Глина оборону заняла 12-я армия под командованием генерала Андрея Гречко и 37-я армия.
Во время оборонительных боевых действий 30 июля 1942 года в районе села Белая Глина упал горящий советский самолет. Колхозники нашли и захоронили останки летчика.
По обрывкам документов местным поисковикам удалось установить имя бойца, им оказался летчик 90-й дальне-разведывательной авиационной эскадрильи 4-й Воздушной армии Сергей Белоусов, 1921 года рождения. На месте, где был похоронен молодой летчик, стоит памятник, а место, где произошла трагедия, носит название «Сережино поле».
До последнего патрона
В последние дни июля 1942 года на первом отделении Белоглинского совхоза заняли оборону бойцы 21-го батальона мотострелковой бригады 14-го танкового корпуса. К вечеру 1 августа появились вражеские танки. Красноармейцы оказали упорное сопротивление, но все-таки часть из них попали в плен, многих немцы расстреляли.
Останки защитников после освобождения были захоронены в братской могиле.
После боя в одном из окопов обнаружили чудом выжившего лейтенанта Василия Григорьевича Зайцева. Местные жители помогли ему укрыться. Во время оккупации Василий Зайцев и бежавший из плена красноармеец Александр Зубанов организовали в Белой Глине антифашистское подполье.
После освобождения Белоглинского района от оккупантов все подпольщики ушли на фронт добровольцами.
Жестокий враг
1 августа 1942 года вместе с оккупационными частями в Белую Глину вошли гестаповцы. По доносу предателей начались аресты мирных жителей. После допросов и пыток их расстреливали за селом в так называемой «второй балке».
После освобождения здесь было обнаружено 25 общих могил. За полгода, что хозяйничали фашисты на территории района, они расстреляли свыше 3600 человек.
Оккупировав село, немцы и их пособники расстреляли местное еврейское население, а также беженцев из Ленинграда, Киева. Людей уничтожали целыми семьями, вместе с малолетними детьми. В память о жертвах холокоста на окраине села Белая Глина установлен мемориальный комплекс.
Фото из архива Белоглинского историко-краеведческого музея и из открытых источников.