Есть на свете люди – как маленькие зажигалки, горят сами и заставляют гореть других.
Анна Пелих – из таких. В новоджерелиевском детском саду № 26, где вот уже пять лет она занимается методической работой, знают: все, за что берется Анна Николаевна, просто обречено на успех. Будь то выступление на станичном празднике или участие в экологическом проекте, создание мультимедийных уроков или захватывающих квестов. Поэтому, когда она решилась участвовать в затяжном – считай, на полгода – конкурсе профессионального мастерства, коллеги даже не сомневались: будет первой!
От калитки детского сада до кабинета старшего воспитателя мы шли долго. Потому что здесь, куда ни глянь, есть чем похвастаться. На каждом шагу – воплощенные в жизнь идеи. Вот аллея, которую высадили дети вместе с родителями к 9 Мая. Вот маленький уголок народной культуры, который по крупицам собирали у жителей станицы и который когда-нибудь – непременно! – вырастет в самый настоящий музей. Вот здесь, рядом с клумбами (только это пока секрет), будут панно из цветной гальки, которые останутся яркими и радующими глаз даже серой кубанской зимой. Эту идею Анна подсмотрела у коллег на очном туре конкурса в Санкт-Петербурге, тут же загорелась сама и вдохновила заведующую садом Анну Прокопенко. Посчитали, прикинули – ничего сложного, надо делать!
– Я после поездки в Питер даже мыслить стала по-другому, – делится впечатлениями Анна. – Там было море креатива и гениальных идей, там у всех горели глаза. Наверное, и свой творческий генератор активируется. Приехала домой и вдруг поняла, как надо переставить мебель во всех группах, чтобы федеральным стандартам соответствовало. А ведь несколько месяцев думали, и ничего в голову не приходило.
А еще хорошо бы взять на вооружение идею коллег из Белгорода – там детский сад дружит с детским домом и домом престарелых. В волонтерские акции детей как-то незаметно втянулись и родители, все почувствовали, что нужны друг другу. Да и методику воспитателей из Казахстана по цветотерапии неплохо бы внедрить – они придумали, как наглядно объяснить детям законы смешивания цветов и красок, целую картотеку привезли показать коллегам.
На финальном, очном, туре конкурса, куда приехали 48 самых творческих и энергичных педагогов из разных уголков СНГ, все только успевали записывать, запоминать и фотографировать. Конкурс полностью оправдал свое название – как оказалось, мастерство воспитателей и правда безгранично.
Сейчас даже представить странно, что Анна Пелих никогда не мечтала быть педагогом. После школы пошла учиться на совершенно прозаичного маркетолога промышленной продукции. Искру сомнений заронила в душу соседка, которая всегда говорила: «Аня, да ты истинный педагог!».
Поэтому, не устроившись в родной Брюховецкой маркетологом, решила пойти в детский сад помощником воспитателя. И вдруг поняла, что попала в свою стихию: с детьми было так захватывающе интересно, что уже в следующем учебном году Аня стала студенткой Ленинградского социально-педагогического колледжа.
– Я поступила сразу на третий курс, а значит, мне можно было работать уже не нянечкой, а воспитателем, – вспоминает Анна. – Это был такой восторг! Дети что-то изобретают, придумывают, и я вместе с ними. После каждой сессии в колледже летела к ним с горящими глазами – хотелось сразу, вот прямо сейчас, попробовать все, чему научилась!
А еще с удивлением открыла главное отличие детей от взрослых, которое нами теряется с годами, – искренность. И если найти это давно забытое где-то далеко в глубинах своей души, то с детьми работать будет очень легко и радостно.
Впрочем, методы работы со взрослыми не сильно отличаются от методов работы с детьми. Сейчас Анна Пелих работает страшим воспитателем. Иными словами, учит взрослых работать с детьми. В эссе, которое она готовила для участия в последнем конкурсе, надо было сформулировать семь умений, без которых невозможна профессия.
Не один час пришлось просидеть за компьютером, чтобы сформулировать главное – то, что стало частью жизни и чем хотелось поделиться с коллегами. Надо быть справедливой и строгой.
Нужно уметь слушать и слышать. Уметь помогать, и при этом учитывать интересы и детей, и воспитателей. А главное – уметь зажечь в других искру и не дать ей погаснуть!
Строгое жюри оценило жизненное кредо старшего воспитателя из Новоджерелиевской, поставив за него 10 баллов из 10 возможных. Очень высокую оценку получило и выполнение практического задания: Анна готовила творческий квест, в котором дети знакомились с новыми профессиями.
– Пожалуй, поиск – это самое главное, чему мы должны научить современных детей, – считает Анна. – Информационное поле сейчас огромное, оно доступно, но детям легко в нем заблудиться. Зажечь в их сердцах жажду познания, направить в нужное русло – это задача педагогов.
Какие они, современные дети? Да, пожалуй, такие же, как и век назад, считает Анна Пелих. Они играют в те же, вечные игры – в семью, в войну. Только война теперь не с соседскими мальчишками на пыльных улицах, а больше на компьютерных экранах. Не правда, что они стали более жестокими и бездушными! Добро и зло есть в каждом, как и сотни лет назад, и только от взрослых зависит, что перевесит. Только взрослые могут подтолкнуть в ту или иную сторону.
Я спросила, как «выжить» детям в переполненных группах детских садов, где по 40 – 50 человек, круговорот болезней и вечно меняющиеся воспитатели? А Анна только руками разводит: в провинции, в маленьких станицах, нет такого!
– Нам трудно понять, как это – «случайные люди» в детских садах. Да, слышали, что есть такое в больших городах. Здесь же воспитатели приходят и остаются на десятилетия. Да и в группе максимум 20 человек. На всех хватает и тепла, и сил.
Такой садик позволяет детству состояться. Здесь взрослые всегда готовы играть с детьми. А всегда ли на это хватает сил у родителей? Ну а благодаря творческим проектам, которые тут идут один за другим, в игру втягивают и мам с папами. Вспомним хотя бы недавний показ мод, устроенный ко Дню матери – тут целые семейные команды придумывали образы для дефиле, потом в абсолютной секретности реализовывали, а потом с гордостью несли домой грамоты с титулами «Мисс неповторимость» и «Мистер элегантность», абсолютно справедливо считая это семейным титулом. Поэтому, как бы ни важно и нужно было семейное воспитание, сад – это все-таки здорово!