Кубанские Новости
Общество
Борис Васильев

Почему фермер, законно владеющий землей, вынужден в судах доказывать свое право на нее

Более 10 лет Александр Тарасов, глава фермерского хозяйства в Туапсинском районе, отстаивает свои права на пользование землей, к

По горным серпантинам

– И что, вот так каждый день по долинам и по взгорьям и зимой, и летом? – спрашиваю Алексея, сына фермера, который за рулем внедорожника.

– Да почему? Живем на два дома. Батя, конечно, в горах почти постоянно. Главная наша задача с братом – обеспечить хозяйство кормами.

Он резко тормозит на крутом спуске, выходит из машины и убирает с дороги большую ветку.

– На потом оставлять нельзя, – поясняет. – Лучше сразу сделать. Кто его знает, что впереди еще будет. Дорогу регулярно бульдозером поправляю. Опять-таки, чуть ее запустишь – без дороги и останешься.

Фермерская усадьба открывается неожиданно за очередным крутым подъемом. Не усадьба, конечно, в прямом смысле этого слова, но добротный, сделанный с любовью домик почти по центру большой поляны. По краям ее – хозпостройки и свинарник. Апофеоз всего – ажурная беседка, соседствующая с чистейшим родником. Рай, да и только.

Свидетельство о праве собственности на землю мне выдали в феврале 1999 года. Землю измеряли, как я понимаю, дедовскими методами. Реперные точки на горах до сих пор сохранились.

Тарасов в свое время дойным стадом занимался. Жители Новомихайловского до сих пор вспоминают бесподобный вкус фермерских молочных продуктов. Только накладно оказалось дойными коровами заниматься. Был бы рынок рядом, какие проблемы. А тут 20 километров с гаком до поселка, да еще обратно по горным серпантинам. На горючку сплошные траты. Пришлось менять «амплуа».

Слушаю Александра Тарасова, его невеселый рассказ о жизни и думаю: этим людям ордена давать надо за такую работу. Только не на работу он сетовал, а на то, что с определенного времени не этим ему приходится заниматься, а отбиваться от нападок желающих прибрать к рукам эти земли.

Без меня меня женили

Передо мной куча документов. Среди них свидетельство о регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, главой которого стал Александр Тарасов, и свидетельство о праве собственности на землю. Постановление главы Туапсинского района о предоставлении земельных участков Тарасову в селе Подхребтовом и поселке Новомихайловском для ведения крестьянского хозяйства тоже имеется. Тут же акт установления и согласования границ земельного участка, датированный июнем 1998 года. Словом, полный «джентльменский набор» документов. Казалось бы, что еще надо для нормальной и спокойной работы?

– Свидетельство о праве собственности на землю мне выдали в феврале 1999 года. Землю измеряли, как я понимаю, дедовскими методами. Реперные точки на горах до сих пор сохранились. Мы еще долго лошадей держали, зачищали лес вокруг них. В документе написали, что земля определена с недостаточной точностью. Почему? Ответа я так и не добился.

Александр Тарасов
Александр Тарасов
Фото: Юрий Ходзицкий

Тут, как говорится, благодатная почва для размышлений. Может быть, для того, чтобы в случае каких-то коллизий была возможность для оговорки?

– И все же землю замеряли приборами, которыми работают не один десяток лет, – размышляет Александр Тарасов. – А земля никуда в сторону не передвинулась. Да и записали в документе четыре разных земельных участка как единое землепользование. Еще одно «Почему?». Но не это главное. В 2007 году мне позвонили из администрации и сказали, что надо менять старое свидетельство о кадастре земель на новое. Казалось бы, все просто. Приглашаю инженеров по кадастру земель, заключаю договор. На сей раз приборы у них были уже со спутниковой навигацией. Ну, думаю, определят мои участки теперь уже с точностью до сантиметра. Замерили, все нормально. Подготовили межевой план. Я сдаю его в Туапсе в кадастровую службу. Там отправляют мои документы в Краснодар. И по дороге они пропадают.

Тарасов попытался выяснить, как это может быть. Ну, курьер повез, так получилось. Собрался писать жалобу в прокуратуру. Упросили этого не делать, дескать, сами все выясним. Пошел навстречу. А время-то идет. Под самый Новый год фермеру звонит знакомый и сообщает, что его земельный участок около поселка Новомихайловского включен в другой участок площадью 3,8 гектара и выставлен на торги, которые состоятся уже в конце января будущего года. Получилось, как в известной пословице: без меня меня женили. Фермер едет в район взять копию межевого плана, а там разводят руками: извини, мил человек, архив переехал на другое место, и копия межевания тоже утеряна. Александр Тарасов пишет заявление в администрацию, что в участке, выставленным на аукцион, есть и его земля. Торги в итоге отменяют.

Лакомый кусочек

И тут, как рассказывает Тарасов, начинается вторая серия. Его приглашает на встречу глава поселковой администрации с формулировкой «поговорить по душам». Надо сказать, что с тех пор в Новомихайловском уже не один глава сменился. А тогда ему было предложено продать участок или получить взамен в другом месте, и даже гораздо больше. Фермер не согласился, и вскоре в хозяйство нагрянула комиссия.

Ее интересовал только участок около поселка. В акте написали, что он захламлен бытовым мусором, стройматериалами, на нем находится автотехника, ну и так далее. Привлекли Тарасова к административной ответственности и оштрафовали на тысячу рублей. Дали месяц на устранение недостатков.

– Я за это время участок, где находилась пасека, со своими сыновьями разве что тряпкой не вымыл. Снова приехала комиссия, посмотрели, пожали плечами – ну, вроде ничего. А в итоге написали, что отмеченные в ходе первой проверки недостатки не устранены.

Потом участок проверили еще раз и снова написали, что фермером меры по устранению недостатков не приняты, участок используется не по назначению, и, значит, согласно закону, его надо изъять в принудительном порядке. В Туапсинский районный суд был подан соответствующий иск. В итоге суд решил в удовлетворении исковых требований о принудительном изъятии земельного участка Тарасова и прекращении права собственности на земельный участок отказать. Краевой суд оставил в силе решение районного суда.

Контур контуру рознь

– Так что, Александр Иванович, живи и радуйся? – говорю я фермеру, выслушав его запутанную историю со счастливым концом. А он только пожимает плечами.

– Теперь у меня другой участок собираются забрать, уже здесь, в границах горной «фазенды».

И звучит новая история, как две капли похожая на предыдущую. Еще один участок оказался в кадастре земель садоводческого хозяйства «Новомихайловское».

Встретиться с директором хозяйства Василием Назаренко тогда не удалось, но мы потом подробно поговорили по телефону. У него, конечно, свое мнение. Говорит, что не раз приглашал Тарасова, так сказать, прояснить ситуацию, но тот от встреч отказывался.

– Я за свою жизнь уже многому перестал удивляться, но она преподносит новые сюрпризы, – тяжело вздыхает фермер Александр Тарасов. – Как можно было один участок наложить на другой? Мой участок под другим номером попал в кадастр земель совхоза. Ну есть же какие-то правила согласования, извещение в газете, наконец. А так, мне кажется, что все эти дела на коленке делаются.

Вот мнение на этот счет кадастрового инженера Ольги Мемиевой:

– Я делала техническую часть при определении границ земельных участков фермера Тарасова. Выяснилось, что один из контуров его участка при детальнейшем обследовании действительно наложился на один из контуров земельного участка ЗАО «Новомихайловское». В свое время они были установлены с недостаточной точностью аналитическим методом с использованием картографических материалов без выезда на местность. Но вопрос можно решить по взаимной договоренности без ущерба для обеих сторон. Достаточно наличия подписей заинтересованных лиц в акте согласования. Это будет основанием для устранения пересечения границ этих земельных участков.

Все так. Только вопрос – как достигнуть этой самой договоренности?

Комментарий специалиста

Вячеслав Легкодух, полномочный представитель главы администрации Краснодарского края по делам КФХ:

– Ситуация земельного спора между хозяйствующими субъектами, к сожалению, пока типична для нашего времени. Европа не одно десятилетие приходила к стабильности в земельных вопросах, где у них все измерено до сантиметра. Мы только стремимся к этому, используя теперь современные технологии, в том числе и спутниковую навигацию.

В конкретном вопросе мы будем детально разбираться. При постановке фермерской земли на кадастровый учет была допущена ошибка. Получилось наложение одного земельного участка на другой. Вопрос будет решаться в суде, который назначит экспертизу постановки участков на кадастровый учет и по ее итогам вынесет определенное решение.

Должен заметить, что у фермера Тарасова есть весомый аргумент – право на собственность указанных земельных участков у него было зарегистрировано гораздо раньше. Мы обязательно будем помогать фермеру и консультировать его.