Алия Андреева – молодая, красивая, веселая и энергичная. Совсем не такая, какой она сама представляла школьных учителей много лет назад, став студенткой факультета романо-германских языков Ставропольского государственного университета. Ну, какая, скажите, педагогическая карьера? Специальность «Информатика. Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» открывала перед ней десяток других заманчивых жизненных дорог.
– Может показаться странным, но в представлении вчерашней школьницы, видевшей не так уж много типичных «мариванн», сложился устойчивый стереотип учителя, трудяги, который знает только свой предмет, живет исключительно работой, при этом все ученики для него несут отрицательные эмоции, за исключением его любимчиков, – вспоминает сейчас Алия. – Его вид будто говорит: «Как вы все мне надоели, вы не цените того, что я для вас делаю». Казалось, что каждый учитель считает своим долгом говорить на каждом уроке каждому классу фразы вроде: «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя», «Выходи и проведи за меня урок, раз ты такой умный».
На 5-м курсе остро встал вопрос о деньгах, и Алия совершенно неожиданно для самой себя решила идти работать в школу. И сразу попала в жесткие условия – оказалось, что ее предмет изучают абсолютно все классы, с 1-го по 11-й. И работать придется сразу со всеми возрастными категориями – и непоседливыми малышами, и ершистыми подростками, и амбициозными выпускниками. Было непросто, но выдержала, не сбежала, и школа как-то незаметно затянула.
В номинации «Педагогический дебют» Алие довелось поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Учитель года». И вдруг стало понятно, что не обязательно становиться унылой «мариванной», только от тебя зависит, что ты принесешь в эти стены и как будешь менять этот мир.
Какая она, школа будущего? Прежде всего – развивающая личность. Это гораздо важнее, чем вложить в детские головы определенный набор знаний.
– Главная проблема современных учителей – то, что они воспринимают учеников как детей, – считает Алия Андреева. – К ним надо относиться как к взрослым и строить отношения на принципах сотрудничества, а не авторитарности. Это позволяет достичь гораздо больших результатов в учебе. Признать, что ты чего-то не знаешь, и позволить ребенку найти решение проблемы самостоятельно, а может, и научить чему-то учителя – это даст гораздо больше, чем десяток обычных уроков. Надо дать возможность ученику самому решать, какой исследовательской деятельностью ему заниматься и каким способом, наиболее удобным и понятным для него, получать знания.
К сожалению, реалии таковы, что не всегда можно адаптировать программу под ребенка, чаще приходится ребенка адаптировать под утвержденные программы. И это тоже проблема современной школы. Став завучем, Алия поняла это особенно остро. Учитель становится заложником ситуации – как совместить воспитание свободной творческой личности с отчетами об освоении четко обозначенных предметных курсов, одних для всех. Тем более что программа сегодня не соответствует даже тем задачам, которые ставятся составителями итоговых экзаменов. И каждый педагог здесь выкручивается, как может, – включает креативность, изобретательность, ищет новые формы работы.
Легко ли быть молодым педагогом в нынешней школе? Конечно, нелегко. Два года назад на форуме «Регион 93» проходила смена «Молодые учителя», где Алия Андреева познакомилась с такими же вчерашними выпускниками педвузов. Оказалось, что проблем у ребят много, и зачастую не с кем эти проблемы обсудить. Так возникла идея создания в Краснодаре клуба «Молодой педагог», который должен был помочь ответить на сложные, порой неудобные для руководства школ вопросы, поддержать в трудные моменты, помочь вырасти профессионально.
Клуб объединил начинающих работников школ, детских садов и сотрудников учреждений дополнительного образования. Алия на протяжении двух лет была его бессменным председателем.
– Начинали мы робко и сделали немало ошибок, – признается она сегодня. – Организовали первый внутригородской форум молодых педагогов, но, как потом поняли, в такой скучной и заезженной форме, что это никому не было интересно. На следующий год постарались исправить ошибки, провели форум в другом формате, с тематическими площадками, мастер-классами настоящих профессионалов и неформальным общением. После него расходились с горящими глазами и говорили: «Это было круто!» Вот это было признание того, что работает наша общественная организация не зря.
Есть ли жизнь вне стен школы? В последнее время Алие Андреевой все труднее отвечать на этот вопрос. Нам удалось поймать ее для разговора только в девять вечера – такое окончание трудового дня для заместителя директора гимназии не редкость.
– Хорошо, что с мужем работаем в одной школе, хоть в столовой видимся, – смеется она.
Впрочем, муж Артем, преподаватель истории и обществознания гимназии № 18, такой же энтузиаст и трудоголик: участвует в профессиональных конкурсах, готовит мастер-классы, проходит курсы повышения квалификации и тоже редко может похвастаться свободным временем.
Они с женой единодушны: чтобы мотивировать учеников к саморазвитию и самообразованию, надо постоянно развиваться самому. Профессия заставляет быть самым дисциплинированным учеником. Ничто не может оправдать некомпетентность, бездарность и серость. И каждый день, на каждом уроке надо доказывать себе и своим ученикам, что ты не ошибся в выборе профессии.