Кубанские Новости
Общество

Ученый рассказал, почему стихия в Краснодарском крае оказалась столь разрушительна

Ученый рассказал, почему стихия в Краснодарском крае оказалась столь разрушительна
Фото: МЧС

После мощного удара стихии по Кубани в соцсетях стали критиковать качество дорожных сооружений – почему они не выдержали этот удар. Мы решили узнать, возможно ли построить вечную дорогу или мост. На вопросы «КН» ответил заведующий кафедрой транспортных сооружений КубГТУ Всеволод Кореневский.

Сколько должны служить дороги?

Любые природные воздействия характеризуются повторяемостью и мощностью. Например, раз в год бывает сильный дождь, раз в десять лет – ураган, раз в 50 лет – еще более мощное природное явление, как, например, сильное землетрясение.

Чем мощнее катаклизм, тем реже он происходит.

Korenevskii.jpg
Всеволод Кореневский
Все искусственные сооружения – дороги, мосты – имеют так называемый расчетный период, при котором происходит то или иное природное явление определенной, заранее известной силы. Дороги рассчитаны на паводок, который может произойти раз в 20 лет.

Мосты – на паводок повторяемостью раз в 50 лет. Стратегические объекты, такие как плотина кубанского водохранилища, рассчитываются с вероятностью превышения того или иного природного явления раз в 300 лет.

Запроектировать и построить сооружение, которое бы столетиями стояло и ни чему не было подвержено, – невозможно. Иначе будет большой перерасход бюджетных средств или средств инвестора.

Подходит ли это под нормативы?

К примеру, система водоотвода города рассчитана на повторяемость дождя два – три года. Иными словами, в два или три года обязательно пройдет такой ливень, при котором система водоотвода не справится. Это заложено в нормативной документации. И с учетом этого выделяются под строительство деньги.

Чтобы городская канализация выдержала паводок, который встречается раз в 10 лет, трубы должны быть большего диаметра, водоприемные колодцы надо устанавливать гораздо чаще и т. д. Это все, естественно, финансы.

Кроме того, происходит и износ строительных конструкций, определенным образом меняется климат. Но все климатические изменения фиксируются статистическими службами и вносятся в нормативную документацию – в своды правил по климатологии и геофизики. В будущем, основываясь на этих показателях, возможно, будут откорректированы проектные и эксплуатационные нормативы.

А если строители решат сэкономить?

При разработке проектной документации нарушить строительные требования практически невозможно: в техническом задании прописаны проектные нормативы, принятые решения проверяются техническими экспертами на разных уровнях на соответствие техническому заданию и нормативным документам Российской Федерации.

На этапе строительства технический и авторский надзор проводит наблюдение за тем, каким образом выполняются технологические требования, построено земляное полотно, дорожная одежда, все это оформляется актами, которые подписываются всеми контролирующими сторонами. Если где-то в этой цепочке и происходит сбой, который привел к преждевременному разрушению объекта, то проверить это могут только правоохранительные органы.

Поделиться:
Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от