В Саратове успешно завершилась совместная подводная экспедиция водолазов из дайвклубов Москвы, Тулы, Саратова и Краснодарского края. Ныряльщики планировали совершить два погружения к речному ледоколу XIX века и старинному колесному пароходу. Оба лежат на дне Волги.
- Саратовский ледокол – уникальное судно. Это первый в мире речной ледокол. Он участвовал во многих знаковых исторических событиях. В годы Великой Отечественной войны помогал перевозить боеприпасы, военную технику и солдат, был задействован при строительстве Сталинградской ГЭС. Ледокол достоин того, чтоб быть поднятым и стать одним из главных экспонатов саратовского музея, ведь это без преувеличения – символ города, - уверен участник экспедиции из Усть-Лабинска, член краснодарского подводного отряда Русского географического общества Эрнст Антонов. – Пока этого не случилось, и ледокол лежит на дне Волги, мы можем помочь жителям и гостям Саратова ближе познакомиться с его историей, создав 3-D модель судна. Это была главная задача нашей экспедиции.
Правильно спланировать погружение участникам экспедиции помогла информация руководителя единственного в России музея речного флота Александра Азовцева. Он уточнил место, где лежит ледокол, с помощью речных карт.
- Саратовский ледокол находится примерно в 120-ти метрах от уреза береговой линии. На момент погружения Волга уже частично покрылась льдом. Температура воды была всего плюс три градуса, а воздуха – минус шесть, что, конечно, затрудняло погружение, - рассказал Эрнст Антонов, но мы справились. Удалось опуститься на глубину в семь с половиной метров и сделать подробную съемку правого борта ледокола.
К сожалению, второе погружение к колесному пароходу, который, по предположениям историков, носит название «Мария Ульянова» совершить не удалось из-за шторма на реке.
- Это исследование пришлось отложить. Но мы обязательно к нему вернемся. В мае планируется новая поездка в Саратов с целью исследовать пароход, - уточнил Эрнст Антонов.
Кстати, сегодня в акватории Волги от Саратова до Волгограда на глубине от 3 до 35 метров лежит не менее 65 затонувших судов разного времени. По мнению дайверов, это богатое поле исследования для подводных археологов. Кроме того, это отличная возможность развивать внутренний туризм, организуя маршруты погружения к затонувшим судам.