Кубанские Новости
Общество
Евгения Яковенко

Кубанский дайвер в Саратове совершил погружение к затонувшему речному ледоколу XIX века

Кубанский дайвер в Саратове совершил погружение к затонувшему речному ледоколу XIX века
Эрнст Антонов Фото: Из личного архива героя публикации

Ныряльщик из Усть-Лабинска Эрнст Антонов вместе с дайверами из Москвы, Тулы и Саратова исследовал первый в мире речной ледокол, который сейчас лежит на дне Волги.

В Саратове успешно завершилась совместная подводная экспедиция водолазов из дайвклубов Москвы, Тулы, Саратова и Краснодарского края. Ныряльщики планировали совершить два погружения к речному ледоколу XIX века и старинному колесному пароходу. Оба лежат на дне Волги.

- Саратовский ледокол – уникальное судно. Это первый в мире речной ледокол. Он участвовал во многих знаковых исторических событиях. В годы Великой Отечественной войны помогал перевозить боеприпасы, военную технику и солдат, был задействован при строительстве Сталинградской ГЭС. Ледокол достоин того, чтоб быть поднятым и стать одним из главных экспонатов саратовского музея, ведь это без преувеличения – символ города, - уверен участник экспедиции из Усть-Лабинска, член краснодарского подводного отряда Русского географического общества Эрнст Антонов. – Пока этого не случилось, и ледокол лежит на дне Волги, мы можем помочь жителям и гостям Саратова ближе познакомиться с его историей, создав 3-D модель судна. Это была главная задача нашей экспедиции.

Правильно спланировать погружение участникам экспедиции помогла информация руководителя единственного в России музея речного флота Александра Азовцева. Он уточнил место, где лежит ледокол, с помощью речных карт.

- Саратовский ледокол находится примерно в 120-ти метрах от уреза береговой линии. На момент погружения Волга уже частично покрылась льдом. Температура воды была всего плюс три градуса, а воздуха – минус шесть, что, конечно, затрудняло погружение, - рассказал Эрнст Антонов, но мы справились. Удалось опуститься на глубину в семь с половиной метров и сделать подробную съемку правого борта ледокола.

К сожалению, второе погружение к колесному пароходу, который, по предположениям историков, носит название «Мария Ульянова» совершить не удалось из-за шторма на реке.

В Саратове успешно завершилась подводная экспедиция
Видео: Кубанские новости

- Это исследование пришлось отложить. Но мы обязательно к нему вернемся. В мае планируется новая поездка в Саратов с целью исследовать пароход, - уточнил Эрнст Антонов.

Кстати, сегодня в акватории Волги от Саратова до Волгограда на глубине от 3 до 35 метров лежит не менее 65 затонувших судов разного времени. По мнению дайверов, это богатое поле исследования для подводных археологов. Кроме того, это отличная возможность развивать внутренний туризм, организуя маршруты погружения к затонувшим судам.

Справка «КН»
Саратовский ледокол – первое в мире речное судно этого типа. Был построен в 1895 году на верфи городе Ньюкасл (Англия). Ледокол прибыл в Саратов в конце 1895года для организации паромной переправы на месте будущего железнодорожного моста через Волгу.

На реке судно проработало около 70 лет. В годы Великой Отечественной войны ледокол был флагманом Саратовской флотилии. Он перевозил солдат, боеприпасы и военную технику. А в 1958 году участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, в 1965 году в сооружении автодорожного моста Саратов - Энгельс.

В 1969году при долговременной стоянке у дамбы ледоход неожиданно затонул. Примерно с конца 90-х годов, общественность Саратова и ветераны неоднократно поднимали вопрос о подъеме легендарного судна. В 2015 году были даже проведены водолазные работы, и администрация Саратовской области приняла решение о подъеме ледокола и его реставрации. Но пока он по-прежнему под водой.

Кубанские Новости – Логотип
Загрузка...
Новости от