Кубанские Новости
Общество
Владимир Нестеренко

После 40 лет на сцене артист Кубанского казачьего хора танцует даже во сне

Сегодня каждый мастер-класс заслуженного артиста РФ Валентина Захарова – это уникальный мини-спектакль и щедрый подарок тем, кто

Так о Захарове отозвался наш знаменитый земляк, руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко:

– Из всех ярких творческих личностей коллектива Захаров – ярчайший! Валентин Александрович – уникален, выразителен, обаятелен и самостоятелен. Обычно в танцевальных коллективах не бывает героев или, говоря сегодняшним языком, звезд. А Захаров, по сути, звездный солист. Блистательный и непревзойденный.

В шуточных танцах ему не было равных. Да и сегодня таких мастеров нет… Есть такой шуточный танец «Ползунец». Артисты в нем передвигаются на корточках. Мало того, что это очень сложно, так нужно еще и по ходу танца творить и шутить, причем естественно и искренне. Захаров в этом и во всех других танцах просто потрясающий! И в победу нашего коллектива на 1-м и 2-м конкурсах государственных русских народных хоров вклад Захарова очень значительный. На всех континентах планеты выступал наш хор, и везде Валентин Александрович становился любимцем публики.

Виктор Гаврилович продолжил свой рассказ:

– Несколько раз коллектив Кубанского казачьего хора блистательно выступал в Японии, и после каждого концерта самые большие и теплые симпатии зрители выражали танцору Валентину Захарову.

Когда я беседовал с Валентином Александровичем Захаровым, он тоже рассказал об этом:

– Говорю без лукавства о том, что меня всегда смущает похвала публики, страсть зрителей к автографам, нередко и фанатизм людей. Особенно это проявлялось в Японии. В Стране Восходящего Солнца наш хор всегда принимали с большой душевной теплотой и неподдельной любовью. Если следовать правде и фактам, то трепетное отношение благодарных зрителей я там тоже испытывал много раз. Японцы подходили ко мне с почтительным поклоном, чтобы выразить свою признательность. Они даже выучили мое имя, а с помощью переводчика подобрали нужные русские слова и нараспев говорили: «Валентина-сан, ты такой смесной танцёор!» И почти каждый поклонник норовил притронуться ко мне, пожать руку. А когда я театрально закатывал глаза и притопывал ногой, изображая какое-нибудь танцевальное коленце, то благодарные зрители были в неописуемом восторге.

Необычайно лукавое лицо Валентина Захарова было всегда настолько смешным и колоритным, что, когда по настоянию и протекции тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой вместо Кубанского казачьего хора на гастроли во Францию поехал ансамбль донских казаков, они захватили с собой афиши, на которых красовался… кубанский танцор. Кстати, Захаровым был очарован и великий хореограф ХХ века Игорь Моисеев.

Сценический кумир самого Валентина Захарова – непревзойденный Аркадий Райкин. «Я всегда был без ума от этого гениального комика», – признается он.

Протанцевав более 30 лет в Кубанском казачьем хоре, Валентин Александрович был назначен заведующим отделом народного танца в школу-интернат для одаренных детей. Там он профессионально и с душой передавал свой богатейший опыт юным дарованиям. Когда работа в школе-интернате была налажена, и хору стало не хватать самобытного танцора, то Захаров, несмотря на почти пенсионный возраст, вернулся в родной коллектив.

– Представляете, словно появилось второе дыхание, и я протанцевал еще целых семь лет, – признался мастер. – Всегда радуюсь, когда вижу, как сохраняют и пропагандируют представители разных национальностей свои народные танцы. В некоторых городах и районах Кубани порой забывают ставить в программы концертов танцы родного края, которые были популярны раньше, и их по-прежнему любят жители Краснодарского края. Нам нужно для решения этой проблемы перенимать опыт соседних республик.

…Сегодня в краевом министерстве культуры Валентин Александрович Захаров – главный танцевальный эксперт Кубани, поэтому он – постоянный член жюри всех важных культурных акций и мероприятий, где демонстрируют свое мастерство танцовщицы и танцоры.

– В составе театральной группы Кубанского казачьего хора я протанцевал без двух месяцев сорок лет. Вот поэтому мне снятся сны, в которых я по-прежнему танцую… Потому что моя жизнь – это долгий танец. Если меня приглашают выступить перед нынешними руководителями театральных коллективов или будущими танцовщиками, я, конечно же, сразу соглашаюсь и стараюсь передать свой опыт, как и моя жена, Тамара Вячеславовна, которая трудится в школе-интернате народного искусства для одаренных детей имени Виктора Гавриловича Захарченко. Это уникальное учебно-просветительское заведение было задумано нашим замечательным Маэстро как детский центр изучения, сохранения и распространения народного творчества на Кубани. Отрадно, что благодаря работе школы мечты Виктора Гавриловича – увидеть в подрастающем поколении достойную смену хранителей и собирателей народной песенной и танцевальной культуры народов Кубани – успешно претворяются в жизнь.