Кубанские Новости
Общество

Кто на дороге главный? Как в Краснодаре автомобилисты и пешеходы уживаются с велосипедистами

В застрявшем в пробках Краснодаре все чаще возникают дорожные конфликты - их участниками становятся водители, пешеходы и велосип

Растущая популярность велосипедов и проблема краснодарских заторов приводят к тому, что горожане все чаще пересаживаются на двухколесный транспорт.

О развитии велосипедного движения действительно много говорят: чиновники отчитываются об открытии велодорожек, в городе развиваются пункты проката, но все чаще пешеходы и водители жалуются на любителей двухколесного транспорта.

- Велосипедисты постоянно гоняют по тротуару, часто в центре, прямо по улице Красной. Еле успеваешь отпрыгнуть. Никогда не знаешь, с какой стороны они «вынырнут». Чистяковская роща вечером вообще превращается в велодром, а там регулярно гуляют мамы с колясками и бегают дети, - возмущается жительница Краснодара Елена Житкова.

Согласно Правилам дорожного движения, велосипедисты должны передвигаться преимущественно по велодорожкам и велополосам, а если таких нет - по крайней правой полосе и только в исключительных случаях - по тротуарам. Например, при плохих погодных условиях, большой интенсивности движения на проезжей части, при опасной или узкой дороге, во время ее ремонта и так далее. Также по тротуару могут ездить сопровождающие детей до 12 лет.

Немало недовольных велосипедистами и среди водителей автомобилей. Они чаще всего отмечают, что «двухколесники» ведут себя, не уважая других участников движения: переезжают дорогу по «зебре», а не переходят пешком, не показывают поворот, едут против движения, подрезают, резко меняют траекторию, и все это - не снимая наушников.

- Вот буквально недавно ехал в центре города, передо мной знак «Уступи дорогу». Я посмотрел - справа никого, слева тоже, а по пешеходному переходу велосипедист мчится. По правилам, он должен пешком идти, а транспорт свой рядом катить, ну да ладно. Вот только я и не подумал, что этот двухколесный решит на дорогу выехать. Я поворачиваю, а он уже возле капота. Орет, возмущается. А ничего, что он не должен с пешеходного перехода на дорогу выскакивать? Хорошо, хоть все живы остались, только нервные клетки пострадали. А если бы я не успел затормозить? Страшно подумать. Правила для всех одни, соблюдать их должны все, - уверен краснодарский автомобилист Денис Бадицкий.

Представитель велосипедного движения Краснодара Константин Трудик считает, что ситуацию с велосипедным хаосом поможет исправить обустройство соответствующей инфраструктуры.

Достаточно просто поменять приоритеты, взять и применить готовые стандарты и решения, которые разработали и проверили на деле развитые города. Сейчас автомобилем пользуются 20% населения Краснодара, а занимает он 90% городского пространства. На данный момент велодорожек в столице Кубани нет. Есть велопешеходные зоны, которые ввели для отчетности, без учета реальной жизни. Это просто линии на тротуаре с высокими бордюрами, или просто знаки, которые прерываются на каждом пересечении дорог и даже дворовых проездов. Они не дают ни приоритета, ни безопасности, ни связанности, ни комфорта, считает представитель городского велодвижения.
Константин Трудик

- По дороге на велосипеде передвигаться намного удобней - это единственная безбарьерная среда в городе. И если в центре снизить скорость автомобилей до 40 км/ч, как поступают в мировых столицах, то это уже станет большим шагом для велосипедизации и экологии города, - говорит Константин Трудик.

Известный краснодарский велопутешественник, владелец велокафе Григорий Барабаш поделился своим мнением, как улучшить ситуацию между автолюбителями, велосипедистами и пешеходами. Он объехал на своем «двухколесном друге» 53 страны мира.

Григорий Барабаш отметил, что больше всего велоинфраструктура развита в Голландии, Бельгии, части Германии, Италии. Там миллионы людей ездят на велосипедах и при этом не испытывают никаких неудобств. Так как проезд в общественном транспорте в этих странах довольной высокий (от 3 евро, а приходится совершать до трех пересадок), двухколесный транспорт - лучший способ сэкономить.

- В Азии очень уважительное отношение к велосипедистам и мопедистам. Автомобилисты всегда пропускают двухколесный транспорт, не сигналят. В Таиланде мы однажды ехали по дороге, и за нами выстроилась огромная колонна машин, но никто не стал ни обгонять нас, ни давить на клаксон, чтобы вдруг не напугать. У них это считается большим грехом. Даже если два человека остановятся посреди дороги и начнут разговаривать, никто не станет им мешать. Там все люди относятся друг к другу с уважением, - говорит Григорий Барабаш.

Более того, в том же Таиланде существует служба помощи велосипедистам на дороге, у них есть специально оборудованная комната, где можно бесплатно поесть, попить и переночевать. Таким образом они привлекают туристов.

Велопутешественник уверяет, что ситуация изменится тогда, когда водителей двухколесного транспорта станет намного больше. Автолюбителям будет это более привычно, и они начнут спокойнее к этому относиться. Пешеходы должны пускать велосипедистов на тротуар, а автомобилисты - на дорогу, и тогда езда для всех станет безопаснее и комфортнее.

Как рассказала инспектор ОБ ДПС ГИБДД Краснодара Ольга Запьянцева, с начала 2019 года в краевом центре произошло семь аварий с участием велосипедистов, при этом по вине водителей двухколесного транспорта - всего три. В этих ДТП пострадали семь человек, из них двое детей.

Основные нарушения среди велосипедистов - нарушение требований сигнала светофора, пересечение пешеходного перехода и несоблюдение очередности проезда.

Госавтоинспекция призывает водителей внимательней относиться к велосипедистам, поскольку ДТП с их участием имеют тяжелые последствия, а водителям велотехники необходимо изучить и строго соблюдать Правила дорожного движения.