По данным Роспотребнадзора, начало сезона активности клещей в 2019 году зарегистрировали в Южном федеральном округе еще в январе-феврале. Первые укусы были отмечены в Республике Крым, Краснодарском и Ставропольском краях. А в апреле клещи проснулись уже в 16 регионах: добавились Астраханская, Ростовская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Калининградская, Свердловская, Иркутская области, Хакасия, Бурятия, Тыва, Красноярский и Алтайский края.
По данным на середину апреля, случаев заражения «клещевыми инфекциями» пока не было (как и в прошлом году к этому времени). Упоминаемые в СМИ 15 эпизодов заражения боррелиозом в Крыму Роспотребнадзор относит к прошлогодним заражениям.
Эксперты отмечают, что число зарегистрированных случаев присасывания клещей к людям снизилось, и объясняют это тем, что увеличились площади акарицидных обработок. Однако это не должно успокаивать россиян: Роспотребнадзор прогнозирует, что в этом году эпидемиологическая ситуация по клещевому энцефалиту останется напряженной и потребуются серьезные профилактические меры.
Наибольшее количество заболеваний клещевым вирусным энцефалитом (КВЭ) в 2018 году было зарегистрировано в Красноярском и Пермском краях, Кировской, Новосибирской, Кемеровской, Свердловской, Вологодской, Тюменской и Иркутской областях. А клещевым боррелиозом – в Свердловской, Кировской, Московской, Вологодской, Новосибирской областях, Санкт-Петербурге, Пермском, Приморском и Красноярском краях.
Роспотребнадзор уточняет, что всего в России 48 территорий, эндемичных к вирусному энцефалиту. Согласно перечню, составленному федеральной службой в конце января 2019 года, 19 регионов признаны полностью эндемичными (среди них – наиболее популярные у туристов Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская области, Севастополь, Республика Алтай и Алтайский край). Еще в 29 регионах вирус распространен на части территории.
Доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией биологии арбовирусов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. Чумакова Галина Карганова пояснила, что эндемичными считаются регионы, в которых вирус циркулирует: то есть клещи заражают животных, а те передают возбудитель другим клещам. И на этой территории несколько лет подряд регистрируются случаи заболевания. Границы эндемичных регионов раздвигаются за счет миграции животных.
Есть псевдоочаги, куда регулярно привозят вирус. Так, москвичи заражаются в других местах, а болеют дома. Поэтому в столице нужно проводить диагностику и профилактику, хотя это не эндемичный регион.
Самый большой пик укусов клещей был в стране в конце 1990-х годов, когда только зарегистрированных случаев было 10 тысяч в год. А последние четыре-пять лет в России фиксируется около 2 тысяч случаев в год. Летальность составляет примерно 2,5 процента.
– Реабилитация после перенесенного клещевого энцефалита может занимать годы, – сказала Галина Карганова. – Иногда болезнь приводит к параличам и люди становятся инвалидами. Примерно треть переболевших имеют остаточные поражения разной степени тяжести. И каждый год число таких людей увеличивается просто за счет накопительного эффекта.
По мнению Михаила Михайлова, проблему с заболеваемостью клещевым энцефалитом можно было бы решить более широким вакцинированием населения.
В России пока массовые прививки от КВЭ делают только в эндемичных районах.
Галина Карганова уточнила, что поскольку вакцина инактивированная, то требуются ревакцинации. У вакцинированных очень редко – только примерно в 5 процентах случаев – регистрируют клещевой энцефалит, но заболевание, как правило, протекает в легкой форме.
Заболеваемость боррелиозом (болезнь Лайма) выше, чем клещевым вирусным энцефалитом, но летальность от него не так высока. Однако боррелиоз дает осложнения на суставы, сердце, глаза и другие органы. От него нет прививки, но его можно лечить антибиотиками.
– Тяжесть заболевания зависит в том числе от дозы вируса, которую человек получил от клеща. Доза зависит от длительности присасывания. Например, чтобы заболеть боррелиозом, обычно нужно «кормить» клеща больше 12 часов, – пояснила Галина Карганова.
Помимо вакцинирования, есть и другие способы защиты от клещей. Хорошо помогают акарициды для обработки одежды (это все спреи, которые предназначены для защиты от клещей). Одежду для прогулки на природе достаточно обрабатывать раз в неделю.
– Самое главное – правильное поведение, – сказала эксперт. – Клещ ползет снизу вверх. Если вы заправили брюки в носки, а рубашку в брюки, клещ на кожу не попадет. Каждые 15–20 минут надо осматривать ноги, чтобы заметить клеща. В лесу не стоит садиться на траву. Правильное поведение может обезопасить от контакта с клещом и снизить заболеваемость. Люди должны привыкнуть к этому. Смотрим же мы по сторонам, когда переходим дорогу.
Эффективны и акарицидные обработки территорий. Однако они обходятся недешево и действуют лишь полтора месяца. То есть за сезон такую обработку нужно проводить дважды.
– Раньше зеленые зоны обрабатывали с применением ДДТ. Препарат был эффективным и действовал пять лет, но убивал не только клещей, но и массу насекомых, например, бабочек. Однако в 1979 году прекратили обработки – после того как стали находить ДДТ в молоке кормящих матерей, – рассказала Галина Карганова. – Современные акарициды не имеют такого действия. Безусловно, должны обрабатываться детские лагеря, дома отдыха и санатории. Хорошо бы обработать и городские парки.
Как сообщили в Роспотребнадзоре, объемы акарицидных обработок за последние семь лет увеличились в 2,2 раза. В 2019 году планируется обработать более 350 тыс. га, из них более 56 тыс. га – на территории детских оздоровительных учреждений. На противоклещевую обработку территорий выделят более 450 млн. рублей. Еще более 1,5 млрд. рублей потратят на закупку вакцины против клещевого энцефалита.