Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Куда исчезла каменная «баба» в Новокубанском районе

В районе Новокубанска после таинственного исчезновения нашлась половецкая каменная «баба».

Наш корреспондент заинтересовался почти детективной историей, а заодно узнал, как «археологический потенциал» края может привлечь любителей познавательного туризма.

Включи фантазию

Впервые пропавшую каменную женщину нашли 11 лет назад на территории Новокубанского района близ хутора Горька Балка. У статуи была изначально отбита голова, которую забрали прибывшие на место сотрудники Армавирского музея. Увесистое туловище оставили под охраной во дворе одной из местных школ, откуда оно и пропало.

– Голову мы разместили в музейной экспозиции половецких изваяний, найденных в окрестностях. О пропаже остальной части заявили в правоохранительные органы, но в ответ – тишина. И вот через много лет благодаря стечению обстоятельств тело и голова воссоединятся, – рассказал сотрудник отдела археологии Армавирского музея Александр Лопатин.

В 2008 году он первым вышел на «горькобалковскую находку». Мы беседуем в окружении каменных идолов. Среди древних изваяний археолог показывает артефакт, спасенный от современных варваров. Лицо женщины, высеченное из камня древним мастером, завораживает своим тысячелетним спокойствием.

На вопрос, нет ли мистики в том, что голова и туловище идола снова нашли друг друга, Лопатин улыбается, мол, ученые не верят в чудеса, но, если есть желание пофантазировать, почему бы и нет?

12.jpg

Фото из архива Александра Лопатина. Туловище пропавшей половецкой «бабы», которое недавно нашлось.

Дыхание веков

Временно каменная «гостья» хранится в Центре археологических исследований Армавирского государственного педагогического университета. Здесь нашему корреспонденту подтвердили факт находки и согласились пообщаться, но с условием не фотографировать сам артефакт.

– Сейчас проводится исследование, с точки зрения приоритета, мы хотели бы первыми опубликовать научную работу, – при встрече объясняет причину запрета заведующий кафедрой всеобщей истории университета Игорь Басов.

Оказывается, о возвращении исчезнувшей каменной «бабы» армавирским археологам сообщили неизвестные. После необходимых действий ее передадут в армавирский музей.

Традиция изготовления сакральных статуй насчитывает многие тысячелетия. Что касается половецкого искусства, с которым мы имеем дело, оно датируется IX–XIII веками нашей эры.
Игорь Басов, заведующий кафедрой всеобщей истории университета

Он говорит, что на самом деле название «баба» происходит от тюркского слова «предок». Статуям поклонялись кочевники, приносили им жертвы.

– Внимательно изучив «классического» половецкого идола XII века, получаем много исторической информации. На статуях, как правило, реалистично прописан облик человека, мы видим, что это монголоидный тип, хотя у мужчин длинные усы, что не свойственно этой расе, это еще одна загадка. Можем изучить одежду, украшения и оружие, сделать соответствующие выводы об их образе жизни, – раскрывает подробности Игорь Басов.

Популярная археология

Всего известных науке половецких изваяний на территории страны насчитывается порядка двух тысяч. В Краснодарском крае большие коллекции идолов собраны в музеях им. Е. Фелицына и армавирском, много одиночных статуй в разных уголках Кубани.

Интересуюсь мнением ученых о популяризации древнего наследия, которое бы могло привлечь поклонников археологического туризма.

– Да, это можно и нужно делать. Например, в Луганске и Пятигорске из каменных изваяний созданы целые тематические парки, – приводит пример директор Центра археологических исследований Армавирского педагогического госуниверситета Евгения Гурова.

Кстати, возрожденный в 2012 году археологический центр педагогического госуниверситета уникален. Его сотрудники занимаются исследованиями и раскопками, оказывают помощь в сохранении и изучении «каменного наследия» древних народов, населявших территорию современной Кубани.

Кто поднимет «золотую подкову»?

Идею популяризации исторического наследия поддерживает и заведующий археологическим отделом Армавирского краеведческого музея Александр Лопатин:

– На территории музея открыт для посетителей лапидарий – музей под открытым небом каменных скульптур и исторических артефактов. По сути, это готовый объект археологического туризма, – обращает внимание Александр Петрович.

По его словам, юго-восточная часть края с центром в Армавире заслуживает пристального внимания поклонников археологического туризма. Здесь можно «вживую» прикоснуться к истории Великого шелкового пути, проследить развитие раннего христианства на Северном Кавказе.

На территории музея открыт для посетителей лапидарий – музей под открытым небом каменных скульптур и исторических артефактов. По сути, это готовый объект археологического туризма.

Археолог Лопатин даже составил туристический маршрут, который начинается с Домбая, пролегает через Отрадненский и Лабинский районы, выходит на древнее христианское поселение, расположенное на территории Новокубанского района.

– Эта территория могла бы стать «жемчужиной» одного из туристических проектов, реализуемых на территории Северного Кавказа, – уверен он.

Армавирская «познавательная тропа» по форме напоминает подкову, пройдя по которой, можно прикоснуться к истории становления древнего христианства, развития торговых связей, взаимоотношений оседлых народов с кочевыми племенами половцев, чьи каменные скульптуры часто находим, – делится идеей Александр Лопатин.