Оказывается, многие ноу-хау другим городам хорошо бы взять на заметку. Несмотря на вполне объективные сложности, движению инвалидов в Новороссийске удалось сделать многое. А в планах – немало полезных идей.
Благодаря поддержке администрации города-героя при Новороссийском филиале Всероссийского общества инвалидов два года назад открылись швейная мастерская и парикмахерская. Все это – социальные объекты. Главное – не извлечение прибыли, а помощь инвалидам. Например, подстричься здесь можно всего за 100 рублей. Это в несколько раз меньше, чем в обычной парикмахерской. И на продукцию швейной мастерской также установлены минимально низкие цены.
Плодотворная работа налажена и с прокуратурой Новороссийска. Прокуратура помогала при подаче исков в суды, чтобы в городе-герое наконец-то появились низкопольные троллейбусы для перевозки инвалидов. И они стали курсировать с 2015 года.
По улицам Новороссийска сегодня ездят девять низкопольных троллейбусов. Есть они практически на всех маршрутах. Инвалид-колясочник теперь может сам добраться из центра, например, на железнодорожный вокзал.
Хорошо налажено и эффективное общение с руководством троллейбусного депо. Слава богу, это предприятие из частного стало муниципальным. Появились четкие графики движения низкопольных троллейбусов, телефоны оперативных дежурных. Утверждены новые инструкции, и все водители предупреждены о том, что надо оказывать содействие маломобильным пассажирам. Им вменено в обязанность выходить, опускать трап, помогать заехать инвалидам в салон, следить, чтобы коляска была зафиксирована.
Кроме того, все остановки объявляются с помощью электронных сообщений.
– Перевозка пассажиров – это все-таки услуга, а не отбытие номера, – говорит Евгений Лукашкин. – Раньше пассажиров возили, как огурцы в бочках, но сейчас другие времена. Всех водителей одели в форму, снабдили нагрудным информатором с указанием имени и фамилии, названия предприятия. Указаны телефоны, куда можно позвонить в случае конфликтной ситуации.
Конечно, есть и проблемы.
– Недавно в городе проводился тендер для перевозчиков. Нам непонятно, почему администрация Новороссийска не включила специальный лот для приобретения низкопольного транспорта, – рассказывает Евгений Лукашкин. – По новому федеральному закону, который действует с 2013 года, местные власти это обязаны делать. Каждый перевозчик (будь то маршрутка, автобус или троллейбус) обязан иметь в своем парке хотя бы две машины, оборудованные пандусом или аппарелями.
Организация ВОИ Новороссийска уже написала жалобы в прокуратуру. Пока вопрос, что называется, повис в воздухе.
– Наша первоочередная задача – организовать мастерские по ремонту электронных инвалидных колясок. В основном ломаются аккумуляторы, не проходит и четырех лет, как они выходят из строя, – говорит Евгений Лукашкин. – Сегодня существует только один сервисный центр, где производится такой ремонт, – подмосковный город Балашиха. Потому, как только ломается коляска – сразу возникают большие проблемы. Сплошные хлопоты, волокита и куча потраченного зря времени…
До 2016 года весь период ремонта коляски инвалид сидел дома. Однако юристы ВОИ обратили на это внимание, и прокурор Новороссийска вынес протест. После этого люди с ограниченными возможностями на время ремонта стали получать резервные коляски.
– Нашей организации пошел уже 32-й год, – говорит Евгений Лукашкин. – Мы готовимся 3 декабря широко отметить Международный день инвалидов. В этот день пройдут различные мероприятия, своими силами мы готовим концертную программу. Традиционно городские власти поощрят активистов нашего движения, чтобы у людей был стимул к дальнейшей работе. Многие из нас – общественники и зарплату не получают… У нас большие планы на будущее, в том числе и на открытие мастерской по ремонту электронных колясок. Очень надеемся на помощь местных властей. Сейчас нам нужен бизнес-план и расходные материалы.
Справка «КН»
Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) в Новороссийске было создано 10 июня 1988 года. Первым председателем городской организации стал Петр Ходорченко. Первые коляски для инвалидов Петр Иванович собирал сам вручную вместе с сыном. В 1989 году ему на смену пришел Николай Андреев. А менее чем через год организацию возглавила Алла Рулева, которая оставалась на этом посту 19 лет – до 2008 года. Сейчас она работает экспертом в Общественной палате Новороссийска.
Затем городской филиал Новороссийска возглавляли разные достойные люди. А в 2012-м в результате внеочередной конференции должность председателя занял Евгений Лукашкин. Он возглавляет организацию по сегодняшний день.