Однажды он попал в больницу. Сначала каждый день он исправно выполнял все назначения лечащего врача, а в наступившую субботу, когда его товарищам по дружному музыкальному коллективу предстояло играть в станичном парке отдыха перед земляками, в основном людьми осеннего возраста, Пелих сбежал из палаты. Правда, через пару часов беглец-барабанщик предстал перед рассерженной медсестрой.
Руководитель оркестра Евгений Сорокин рассказал мне еще об одном редкостном случае.
– Как-то мы участвовали в одном из больших концертов в районном Доме культуры, и в начальной части нашего выступления ( тогда мы исполняли «Польку») круглая ударная часть барабанной колотушки отвалилась от ручки. Григорий Алексеевич сначала опешил. Но оцепенение длилось секунд десять-пятнадцать, а потом он снял туфель, который и стал временной заменой некачественной колотушки. После концерта мы и смеялись, и восхищались находчивостью нашего старшего товарища.
В духовом оркестре, который сейчас находится под крылом Брюховецкой сельской администрации, Григорий Алексеевич играет 50-й год. А раньше «духачи» – так в народе называли оркестрантов – были подразделением клуба орденоносного колхоза «Заветы Ильича».
В этом сельхозпредприятии Григорий Пелих работал тогда киномехаником, и каждый день в местном клубе он встречался с руководителем оркестра Николаем Ивановичем Бандурой. Тот однажды предложил Пелиху «подудеть». Григорий согласился, и ему вручили самую большую трубу с редким двойным именем – бас-туба.
Новичок на редкость оказался способным музыкантом. Обладая музыкальным слухом, Григорий умело стал исполнять все мелодии из репертуара оркестра. Через некоторое время с интересом и желанием Пелих освоил барабан. Григорий строго «держал ритм» музыкальных произведений, особенно маршей. Кстати, один из его самых любимых маршей – «Прощание славянки», а самая любимая песня – профессиональная. Её припев барабанщик «мурлычет» чуть ли не каждый день: «И в дождь, и в зной оркестр наш духовой дарил на счастье музыку, играл с душой. Осталась эта музыка навек со мной». Остались в памяти Григория Алексеевича и незабываемые эпизоды минувших лет.
– Тогдашний председатель колхоза Иван Иванович Буренков, всячески поддерживающий культуру и обожавший духовую музыку, старался выдавать премии не только растениеводам, животноводам, но и нам, музыкантам. – вспоминает Григорий Алексеевич. – Правда, в ту пору чаще всего отличившимся работникам выдавали не деньги, а продукты и живность, которой в нашем, одном из лучших колхозов Кубани, было предостаточно. Получал вознаграждения и я, и мои товарищи по оркестру. И одно время даже вел учет премиям, особенно живым. Помню, что я получил в те времена два теленка и трех поросят. Награждали тогда и натуральными продуктами. Моя жена особенно радовалась муке и растительному маслу. Такие вознаграждения мы получали на протяжении пары пятилеток. Теперь же они не в моде. Правда, и сейчас музыкантов стараются поощрить: например, администрация сельского поселения приобрела нам казачью форму. И это не случайно: большинство оркестрантов – потомки казаков, а в нашем репертуаре немало мелодий казачьей тематики.
Григорий Алексеевич – дитя войны. 12-летним мальчишкой он видел последствия тяжелейших боев, которые вели наши воины с фашистами на окраине его родного хутора Поды. Тема военных песен и мелодий для Пелиха, как и для его товарищей по музыкальному коллективу, священна.
Духовой оркестр уже сейчас готовится к 75-летию Победы. В программе оркестра будут песни и мелодии военных лет. В том числе и любимые произведения музыканта-ветерана: «Синий платочек», «Едут по Берлину наши казаки»…
– В августе будущего года наш коллектив отметит и юбилей Григория Алексеевича Пелиха. Ему исполнится девяносто лет! Думаю, что поздравление пройдет на высокой эмоциональной ноте и будет очень душевным, – с твердой уверенностью произнес руководитель духового оркестра Евгений Сорокин.