По информации краевого министерства ТЭК и ЖКХ, изначально в рамках территориальной схемы обращения с отходами предполагалась работа 11 операторов. Обосновывалось это необходимостью сохранения на данном рынке услуг местных предприятий. Но в ходе анализа опыта работы других субъектов России выяснилось, что без серьезной финансовой обеспеченности предприятия просто не выживут, кассовый разрыв в условиях сдерживания тарифа для населения – испытание не для слабых.
Вместе с тем при недостатке тарифицированных объектов размещения ТКО возникает необходимость распределения потоков отходов между зонами региональных операторов. Таким образом, сокращение количества региональных операторов – объективная реальность.
С 1 января 2020 года в Краснодарском крае приступили к своей деятельности 4 региональных оператора:
АО «Мусороуборочная компания» – Краснодарская зона (Краснодар и Динской район);
ООО «Мехуборка Юг» – Новороссийская зона (Геленджик и Новороссийск);
ООО «ЭкоЦентр» – Новокубанская зона (Армавир, Новокубанский, Гулькевичский, Курганинский, Кавказский, Успенский районы);
АО «Крайжилкомресурс» – Белореченская зона (Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, Горячий Ключ, Сочи).
До 15 февраля 2020 года будет установлен тариф региональному оператору по Староминской зоне деятельности – ООО «Чистая Станица» (Староминский, Ейский, Каневской, Щербиновский, Кущевский, Ленинградский районы).
На территориях Абинской, Крымской, Тимашевской, Тихорецкой, Мостовской зон сбор и вывоз ТКО в I квартале будет осуществляться действующими мусоровывозящими предприятиями. После установления тарифа региональные операторы перезаключат все договоры на вывоз ТКО.
В первую очередь простых людей интересует вопрос, отразятся ли новые правила на их кошельках. Мы решили выяснить, насколько изменится стоимость вывоза ТКО с началом работы региональных операторов.
– Думаю, не надо объяснять, что транспортная составляющая тарифа региональных операторов напрямую зависит от наличия тарифицированного полигона в районе, – объяснил заместитель министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Александр Трембицкий. – Если его нет – транспортные расходы растут. Примером может служить высокий тариф для города Сочи, Туапсинского района в условиях отсутствия на территориях муниципальных образований лицензированных полигонов. Немаловажным фактором, влияющим на величину стоимости услуг, также являются новые нормативы накопления ТКО, установленные в августе 2019 года. Для одних территорий норматив возрос, для других даже снизился.
В целом росту тарифов будет препятствовать РЭК –департамент цен и тарифов Краснодарского края, который требует обосновать любую затратную часть регионального оператора.
Региональный оператор обязан работать только в правовом поле, сбор и вывоз отходов он будет осуществлять самостоятельно или с привлечением действующих лицензированных предприятий (операторов).
Размещение отходов будет производиться только на лицензированном полигоне. За нарушение схемы движения потоков региональный оператор может быть лишен статуса.
Тариф региональному оператору (на коммунальную услугу) устанавливает РЭК –департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Заключение договоров на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов физическими, юридическими лицами производится только с региональным оператором, даже если вывозить отходы будет подрядная организация.
Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством РФ региональным оператором, в том числе по явкам потребителей.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней;
в) если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, не допускается с 1 января 2018 года.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов.
И главное: в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.