Кубанские Новости
Общество
Иван Карасев

Неизвестные подробности визита императора Александра III в Екатеринодар

26 февраля, исполняется 175 лет со дня рождения императора Александра III. В 1888 году он посетил город Екатеринодар.

Вместе с семьей – императрицей Марией Федоровной и детьми, цесаревичем Николаем и великим князем Георгием, – гостил в городе три дня. К приезду августейшего семейства соорудили Александровскую триумфальную арку (Царские ворота) – памятник, который ждала непростая судьба.

Теракт, еще теракт?

Александр III вряд ли побывал бы в Екатеринодаре, если бы не строительство Владикавказской железной дороги. Первая ее ветка была введена в строй в 1875 году, а последняя – в 1915-м. В 1887-м появилась ветка Тихорецкая – Екатеринодар, а годом позже – Екатеринодар – Новороссийск. Дорога стала одной из наиболее доходных в Российской империи. И царское правительство считало ее важным фактором влияния на Кавказе.

Осенью 1888-го император совершал поездку по Кавказу, затем морем отправился в Крым, а оттуда – по железной дороге в Санкт-Петербург. Тут-то и произошло роковое событие – крушение царского поезда. Катастрофа, повлекшая многочисленные жертвы, случилась 17 октября под Харьковом, близ станции Борки. При крушении обвалилась крыша вагона. Александр III удерживал ее на своих плечах, пока не прибыла помощь. Страшное потрясение вызвало болезнь почек, вследствие которой царь угас, когда ему не было и пятидесяти, – скончался в мучениях 20 октября 1894 года.

Спасение императорской семьи в официальной печати и церковной традиции интерпретировалось как чудесное: на месте катастрофы был воздвигнут православный храм. А причина самой катастрофы до сих пор вызывает споры.

Согласно расследованию, крушение было вызвано взрывом бомбы с часовым механизмом во время завтрака императорской семьи. Ее мог заложить в вагоне-ресторане помощник повара, связанный с революционерами «Земли и Воли».

Версии о катастрофе как о теракте придерживались тогда многие. Среди них – прокурор Санкт-Петербургской судебной палаты, впоследствии министр юстиции Николай Муравьев. Такое предположение не кажется странным, если напомнить о событиях, предшествовавших поездке государя на Кавказ. Речь идет о покушении на царя, которое должно было произойти 1 марта 1887 года, в день шестой годовщины смерти Александра II от рук подпольщиков.

Покушение на Александра III готовилось несколько месяцев членами «Террористической фракции» партии «Народная воля», но сорвалось. Кстати, вместе с другими заговорщиками был арестован Александр Ульянов. По одной из гипотез, именно это событие послужило «историческим бумерангом», и уже младший брат казненного революционера Владимир Ленин принял решение о расстреле царской семьи последнего российского императора Николая II в 1918 году…

Салют Его Величеству

Но вернемся на 30 лет назад, в 1888-й. 21 сентября около четырех часов дня поезд с августейшей семьей подошел к перрону екатеринодарского вокзала. Множество горожан пришло встретить Александра III. Вокзал по такому случаю местные власти украсили цветами и зелеными гирляндами. Заиграл оркестр, и из вагона вышел государь.

От станции Невинномысская царскую семью сопровождал начальник Кубанской области, наказный атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант Григорий Леонов.

Атаман представил царским особам городского голову (по-нашему – мэра), гласных (депутатов городской думы), почетных горожан и полицеймейстера. А дамы подарили императрице букет цветов.

Затем коляски высоких гостей проследовали в центр города, проехав под триумфальной аркой. Конные экипажи в сопровождении военного эскорта прибыли к Александро-Невскому войсковому собору. В XXI веке его воссоздали в самом начале ул. Красной, а в позапрошлом столетии храм стоял на месте фонтана, что напротив краевой администрации. После молебна по случаю приезда царской семьи гостей пригласили к одноэтажному «атаманскому дому» – резиденции наказных атаманов Кубанского казачьего войска, располагавшейся на Красной, близ пересечения с Графской (ныне – ул. Советская). Там императора уже ждал почетный караул из старых казаков. В этом турлучном доме были приготовлены комнаты для августейшего семейства.

22 сентября у областного правления собрался войсковой круг (совет казаков). Возле этого двухэтажного здания (теперь – трехэтажное; ул. Красная, 23) выстроился почетный караул. Шествие возглавил Григорий Леонов, за которым депутаты от станиц несли войсковые регалии.

Прозвучал гимн, и к встречающим вышел сам царь. Трижды преклонили знамена, и атаман вручил самодержцу войсковую булаву, которую Александр передал цесаревичу Николаю как августейшему атаману всех казачьих войск. Грянул салют.

Государь вернулся в здание областного правления, а войска во главе с цесаревичем маршем проследовали по Красной. Позже был дан обед, а вечером на главной площади начались народные гулянья.

23 сентября под Екатеринодаром Александр провел смотр войск и отбыл поездом в Новороссийск. Оттуда царская семья на пароходе направилась в Батуми.

Рок триумфальной арки

Строительство Александровской триумфальной арки обошлось екатеринодарским купцам в 12 787 рублей 38 копеек. А собрано на ее сооружение было больше – 16 625 рублей. К остатку купцы добавили из своего «общественного капитала» еще 6 тыс. и построили начальное училище для девочек из бедных семей. Ежегодно из упомянутого капитала выделялись средства на содержание и училища, и Царских ворот.

После революции, в 1926-м, некий член горсовета предложил немедленно разобрать арку – из-за того, что об нее якобы «разбивают лбы кондуктора трамвая». В сентябре 1928-го арка была снесена.

Работы по воссозданию Александровской триумфальной арки велись в 2008–2009 годах. По свидетельству архитектора Сергея Снисаренко, научного руководителя проекта воссоздания Царских ворот, восстановить арку на старом месте было невозможно – она парализовала бы движение транспорта. Поэтому было принято решение расположить памятник на самом красивом бульваре Краснодара – участке Красной от Бабушкина до Светлой. Памятник был торжественно открыт 24 апреля 2009 года.

– До 1888 года в Екатеринодаре не было ни одного памятника. Александровская триумфальная арка, сооруженная по проекту областного архитектора Василия Филиппова, стала первым, – говорит городовед Марина Никишова. – В начале минувшего века под Царскими воротами, стоявшими близ пересечения ул. Екатерининской и Котляревской (ныне – ул. Мира и им. М. Седина), проходили трамвайные пути, и каждый, кто следовал в трамвайном вагоне от вокзала Владикавказской железной дороги, въезжал в центр города как триумфатор.


При подготовке публикации были использованы материалы из книги Марины Никишовой и Сергея Снисаренко «Александровская триумфальная арка» (Краснодар, 2008).