Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Краснодарский технопарк «Кванториум»: место, где рождаются инженерные таланты

Краснодарский технопарк «Кванториум»: место, где рождаются инженерные таланты
Фото: Юрий Ходзицкий

Уже год более тысячи детей в возрасте от 10 до 17 лет имеют возможность воплощать здесь в жизнь самые смелые проекты.

Идея о создании подобных технопарков возникла еще в 2015 году у Агентства стратегических инициатив, разработавшего программу «Новая модель системы дополнительного образования детей», а сегодня технопарки «Кванториум» открывают в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» (нацпроект «Образование»).

– Результатом нацпроекта к 2024 году должно стать создание в Краснодарском крае не менее 4 подобных технопарков в разных городах и работа 10 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности, – рассказал директор краевого Центра детского и юношеского технического творчества Владимир Щебетун. – Для этого край уже прошел отбор на федеральном уровне на получение субсидии на сумму порядка 240 млн. рублей. В сентябре этого года свой «Кванториум» появится в Новороссийске, в 2022 году – в Армавире.

В технопарке есть несколько направлений: аэроквантум, энердждиквантум, биоквантум, робоквантум, IT-квантум и хай-тек центр.

Детские технопарки – это принципиально новый формат дополнительного образования, и со временем они станут доступны в каждом населенном пункте нашей огромной страны. Именно здесь, в пространстве интеллектуальной смелости, должны проявляться и развиваться инженерные таланты с самого юного возраста. Каждый сможет выбрать себе направление по душе: проектировать роботов или летательные аппараты, изобретать новые источники энергии или творить в виртуальной реальности.

В технопарке есть несколько направлений: аэроквантум, энердждиквантум, биоквантум, робоквантум, IT-квантум и хай-тек центр (дополнительные направления – шахматы и технический английский). Оборудование закуплено самое современное, на котором не то, что детям – взрослым работать очень интересно: станки ЧПУ, лазерные граверы, 3D-принтеры, робототехнические конструкторы, мощные компьютеры, виртуальные очки.

Фото: Юрий Ходзицкий

– При подборе педагогов мы пошли по пути поиска молодых специалистов с техническим образованием, у которых есть опыт «работы руками» и которые понимают, как развивается то или иное направление, и уже потом обучали их педагогике, – отметил руководитель «Кванториума» Виталий Ганеев. – Конечно, предпочтение отдавалось тем, кто готов постоянно учиться и умеет делиться собственным опытом. На мой взгляд, сейчас все 15 наставников отлично справляются с главной задачей: научить детей работать в команде, критически мыслить и не бояться фантазировать.

Помимо работы с детьми у педагогов «Кванториума» есть методическая нагрузка: например, они обучают учителей из различных муниципалитетов, которые работают в «Точках роста» (еще одно направление нацпроекта «Образование»).

Территория вундеркиндов

Ребята в «Кванториуме» собрались очень талантливые. Несмотря на начальный этап обучения, они уже становились призерами и победителями различных конкурсов. Два раза наша команда ездила на международные соревнования по программированию дронов в Москве, была там единственной командой школьников среди множества студентов вузов и, тем не менее, оба раза возвращалась с наградами.

– Задачи стояли сложные: например, надо было запрограммировать летательный аппарат, который бы мониторил линию по выпуску продукции и в случае необходимости подлетал и забирал брак, – рассказал Виталий Ганеев. – Тем не менее, ребята справились с блеском – все придумали, но немного не уложились по времени. Им не хватило пары часов, чтобы сделать код – просто потому, что опыта в программировании мало. Но они увидели уровень, к которому надо стремиться.

Фото: Юрий Ходзицкий

Именно поэтому кураторы стараются как можно чаще вывозить будущих инженеров на различные соревнования. В марте две команды поедут в Москву на всероссийский этап «Робофеста», ведь они успешно прошли региональный отбор. Бронзовые медалисты отборочного этапа могли стать даже победителями, все время соревнований шли с большим отрывом впереди, но решили взять дополнительную попытку, чтобы еще улучшить результат, но досадная техническая оплошность отбросила их на третье место. Педагоги считают, что такой опыт – тоже важный этап обучения, нужно «набивать шишки», делать из этого правильные выводы и двигаться дальше.

Требуются гении

Пока солидные бизнесмены не очень интересуются полетом мысли юных инженеров. И абсолютно напрасно. Во всем мире немало примеров того, как дети предлагают нестандартные и прорывные способы решения технических проблем: у них в голове меньше барьеров, они склонны гораздо продуктивнее фантазировать. В этом недавно убедились сотрудники одной краснодарской строительной компании, проводившие конкурс-интенсив в краснодарском «Кванториуме».

Юным архитекторам и дизайнерам предложили поучаствовать в проектировании детских садов и школ, которые компания будет строить в ближайшее время. Ребята позволили развернуться фантазии на все сто процентов: в их городе будущего появились беседки на деревьях, читальные залы на природе, фигуры редких животных с возможностью узнать больше через QR-код.

– Мы, конечно, предупреждаем: не ждите от детей сразу чего-то принципиально нового и гениального! – говорит Виталий Ганеев. – Для них очень важно, когда взрослые слушают и воспринимают их всерьез.

Дерзай, твори, побеждай

Конечно, далеко не все, кто приходит в «Кванториум», станут потом инженерами. Кто-то находит другие увлечения в первый же месяц, кто-то через полгода понимает, что неправильно рассчитал свои силы и свободное от учебы время. Ребята второго года обучения уже готовы на гораздо более высоком уровне выступать на соревнованиях, разносторонне решать поставленные задачи, работать над собственными проектами.

В конце февраля команда «Кванториума» поедет на международные соревнования по транспортным средствам на альтернативных источниках энергии. Ребята будут представлять свою разработку на водородном топливе. В прошлом году они уже пытались принять участие в соревнованиях со стандартной машиной, собранной из обычного конструктора. Это стало самым первым и, пожалуй, самым главным инженерным уроком в их жизни: если хочешь победить – хорошо изучи тему и придумай что-то свое.

Фото: Юрий Ходзицкий

В течение года шла напряженная работа над ошибками: ребята разработали новое шасси, поменяли всю «начинку», оптимизировали подачу водорода в двигатель. Выяснилось, что стандартный корпус не подходит – слишком мал, смоделировали новый с улучшенной аэродинамикой, в хай-тек цехе сделали «болванку». Нашли программу, которая может все протестировать. Надеемся, проект будет оценен на федеральном уровне.

По итогам первого года обучения педагогам стало понятно, что оптимальный возраст для участия в проектной деятельности – 13-15 лет. Да, есть десятилетние уникумы и вундеркинды, и они, безусловно, займут свою нишу. Но чаще всего малыши еще не готовы работать в команде, брать на себя ответственность, делегировать друг другу полномочия. А максимальный возраст «кванторианцев», скорее всего, будет увеличиваться. Возможно, став студентом, кто-то из них останется в технопарке куратором и будет делиться полученными в университетах знаниями с юными инженерами.

Показать еще