Сегодня мы публикуем воспоминания члена центрального совета Союза «Чернобыль России», участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, полковника запаса Романа Соколовского.
Сколько бы времени ни прошло с тех страшных апрельских событий 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, я помню каждую минуту.
Молодым и перспективным капитаном я прибыл для продолжения службы в 955-й отдельный механизированный полк гражданской обороны на должность заместителя командира механизированного батальона по политической части в станицу Динскую Краснодарского края в марте 1986 года.
Мой командир батальона подполковник Виктор Веревочкин сказал мне как замполиту батальона, мол, ты особо не распространяйся, но, кажется, что-то нам предстоит серьезное...
Картина прояснилась в одночасье, когда 14 мая 1986 года со знаменитым обращением к советскому народу обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, рассказав об аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС.
Уже через два часа в Краснодаре командир полка подполковник Дмитрий Рущуклу получал лично по телефону задачу от начальника Генерального штаба маршала Советского Союза Сергея Ахрамеева отмобилизовать полк до полного штата и убыть в Чернобыль для ликвидации последствий аварии.
Тогда мы впервые после войны услышали, что такое реальная мобилизация. Надо было принять приписной состав в полк, принять приписанную технику из народного хозяйства, провести на ходу формирование подразделений и их боевую подготовку, выдвинуться тремя железнодорожными составами в Чернобыль.
Времени на раскачку не было. И после разгрузки с эшелонов, обустраивая полевой лагерь, мы с колес практически сразу стали выполнять боевые задачи по ликвидации самой страшной за всю историю человечества аварии на атомном объекте.
Я часто говорю, что ликвидация последствий чернобыльской аварии – это коллективный подвиг советского народа. Только благодаря мужеству наших мужиков, призванных из запаса, благодаря экономической мощи страны мы смогли локализовать и сократить выбросы в атмосферу из разрушенного четвертого реактора.
Наш полк загружал вертолеты, глушившие реактор бентонитом, сырой глиной и затем свинцом… Материалы поступали эшелонами, труд был титанический и опасный. Мы первыми начали возить плиты на Чернобыльскую АЭС со станции Вильча, чтобы укрыть близлежащую территорию АЭС и сократить излучаемую радиацию. Как правило, работа водителя КамАЗа по примерным дозам облучения рассчитывалась на 20 дней, после чего он отправлялся домой, на Кубань. Мы оказывали помощь сотрудникам станции и специалистам Госкоматомэнерго в отмывании и запуске после остановки первого и второго энергоблоков станции.
Именно нам выпала и самая опасная задача по очистке крыши третьего энергоблока, где рабочая смена человека рассчитывалась также эмпирически – на 1 минуту 15 секунд. Наших мужиков по секундомеру запускали на крышу. Наверное, этот факт, как никакой другой, говорит о величии подвига наших военнослужащих, призванных из запаса. Хотя там мы их часто называли «партизанами».
Я имею полное моральное право сказать, что мы, чернобыльцы, все, кому выпала участь там поработать, спасли человечество от более опасных последствий. Представьте, что было бы, если бы струсили пожарные караула, тушившие после взрыва кровлю АЭС, и огонь перекинулся бы на третий и последующие блоки АЭС. Я не нагнетаю, но ход развития всего человечества мог пойти совсем по другому пути.
Более 12 тыс. краснодарцев участвовали в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, более половины чернобыльцев уже нет в живых, практически каждый третий – инвалид.
Именно поэтому мы, ныне живущие, должны помнить и ценить подвиг чернобыльцев, совершенный в 1986–1990 годах. И помнить благодаря кому мы сегодня живем под чистым небом, а не погибли от радиации.
Чернобыльцы Кубани вот уже скоро 30 лет как объединились. Совместно с властями региона в Краснодаре открыты величественный памятник чернобыльцам в Юбилейном микрорайоне, часовня Дмитрия Солунского и сквер Памяти чернобыльцев.
В регионе ежегодно проходит акция «Бессмертный Чернобыльский полк», когда в день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, 26 апреля, люди выходят на митинг с портретами погибших чернобыльцев. Чтобы народ знал своих героев в лицо.
Практически во всех муниципальных образованиях есть памятники чернобыльцам. В Гулькевичском районе такая работа идет, пожалуй, лучше всего. В частности, здесь выпускают книги памяти чернобыльцев, к выходу в свет готовится уже второе издание.
Однако, пока мы живы, будем стараться и впредь донести до следующих поколений, что проблема Чернобыля далеко не завершена. В скорбный юбилей – 35-летие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который будет отмечаться в следующем году, мы как раз хотим еще раз напомнить всем о величественном подвиге наших земляков-чернобыльцев и предостеречь от подобных катастроф последующие поколения.