Кубанские Новости
Общество
Ольга Захарова

Военные истории Сочи

С первых дней Великой Отечественной войны Сочи превратился в город-госпиталь. В кратчайшие сроки более ста здравниц курорта были

Город стал крупнейшей госпитальной базой юга России. Раненые поступали в город всеми возможными способами: по железной дороге, авиацией, морем, на машинах. Во время битвы за Кавказ (июль 1942 – октябрь 1943) раненых спускали с перевалов на лошадях и ослах.

Первых раненых госпитали Сочи приняли в августе 1941 года. Всего за годы войны через них прошли около 400 тысяч бойцов. Врачи проводили до 10 операций в день. Когда не хватало медикаментов, в ход шли растения. Госпитальная база на курорте свернулась в 1946 году. Последнего раненого выписали в 1947 году.

Операции в сочинских госпиталях проводились круглосуточно, даже во время воздушных тревог и когда не было света. Медики работали на пределе возможностей. «КН» собрали несколько историй военных лет, связанных с сочинскими госпиталями и людьми, которые в них работали.


Флагман хирургии

Хирург Борис Петров работал в военно-морском госпитале №40, который размещался в санатории «Золотой колос». В своем деле Петров был асом, постоянно разрабатывал оригинальные и уникальные методики лечения, которыми щедро делился с коллегами. Он одним из первых произвел раненым солдатам внутрикостное штифтование при открытых переломах бедра и голени.

Именно Борис Александрович предложил новый метод транспортировки раненых: гипсовал места ранений перед поездкой, благодаря чему бойцы переносили дорогу без лишних мучений. Впервые в стране он во время войны начал переливать эритроцитарную массу, а также доказал преимущества ранней обширной пересадки кожи при лечении ожогов, за что был удостоен Государственной премии.

Создание фумигатора и перстень из осколка

Еще одним новатором военной хирургии в Сочи можно считать Николая Роменского, заведующего госпиталем №3186 в санатории «Прогресс». Роменский стал создателем фумигационного аппарата, который эффективно помогал в лечении гнойных, трудно заживающих инфекционных ран. Аппарат представлял собой примус, на который крепили гильзу с хвоей, нагревали и дымом окуривали гнойные раны. Таким образом фумигатор ускорял их заживление, лечил воспаление и инфекции.

Всю войну плечом к плечу с Николаем Васильевичем проработала его супруга Елизавета Гавриловна. Она была медицинской сестрой в перевязочной и у хирургического стола, занималась переливанием крови, делала раненым ампутации обмороженных пальцев рук и ног. Были дни, когда Роменская не выходила из госпиталя несколько дней и спала урывками, прислонившись к стене или сидя в машине.

Однажды Роменский прооперировал бойца, раненного осколком снаряда в грудь. Позже врач получил в подарок перстень, выточенный спасенным солдатом из этого осколка. С тех пор Николай Васильевич никогда не расставался с памятным подарком.

Мина под сердцем

Санаторий им. М.Тореза в годы войны стал самым крупным сортировочным госпиталем №2135. Ведущим хирургом здесь был Иван Агеенко. В 1943 году в его практике произошел уникальный случай. В госпиталь доставили с фронта моряка с осколочным ранением груди. После осмотра Агеенко выяснил, что это не просто осколок, а неразорвавшаяся 50-миллиметровая мина, которая пробила плечо и застряла у самого сердца. И взорваться она могла в любой момент.

На свой страх и риск Агеенко решил оперировать бойца. Перед этим вывели из палат корпуса всех раненых. Остался только опытный сапер, который ассистировал Ивану Артемовичу. Операция прошла успешно, извлеченную мину обезвредили, а об этом случае хирург доложил коллегам на научно-практической конференции. После поправки моряка соседи по палате прозвали его «Миноносцем».


Скальпель, спасший тысячи жизней

Одна из улиц Сочи сегодня носит имя знаменитого врача Ивана Чебрикова, ведущего хирурга госпиталя №2124 в санатории «Москва». Он приехал из Краснодарского медицинского института с чемоданом инструментов. Много лет Чебриков собирал коллекцию скальпелей, зажимов, различных хирургических приспособлений, который ему очень пригодились для операций во время войны.

За неоценимый вклад в дело Победы Чебриков был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Скальпель хирурга, с помощью которого были спасены тысячи жизней, сейчас хранится в школьном музее в поселке Красная Поляна.


Ювелирная работа

В 1941 году в сочинский госпиталь №2142 (Центр внешкольной работы, «Вилла Вера») приехал известный пластический хирург Николай Агапов.

Сразу же по прибытию в госпиталь Агапов убрал зеркала из всех палат. Солдаты видели себя только после операций. Также врач объяснил персоналу, с какими людьми придется иметь дело. Порой у солдат были такие серьезные ранения лица, что они не могли есть и дышать.

С поступившими в госпиталь бойцами доктор творил чудеса. Агапов восстанавливал лица по фото в солдатских книжках, из кусочков кожи, из осколков костей, из пересаженной с другой части тела плоти. При этом Николай Иванович воссоздавал не только внешний облик солдат, но и жизненно важные функции организма. Его работу по праву называли ювелирной. Для многих своих пациентов Агапов навсегда стал родным человеком. Всего Николай Иванович за годы войны провел более семи тысяч операций.

Сегодня в музее истории Сочи хранятся фотографии, личные вещи врача и инструменты, которыми он проводил операции. Есть даже настоящий череп, на котором перед каждой операцией Агапов делал слепок будущей формы лица.

Благодарим за содействие при создании материала музей истории города-курорта Сочи.