За время самоизоляции почти 16,5 млн детей ушли учиться на «удаленку», а количество посещений школьниками российских образовательных интернет-ресурсов увеличилось в 20 раз. Сайты часто зависали, не хватало мощности серверов, а почти половина педагогов отмечали, что им требуется помощь, чтобы вести дистанционное обучение эффективно.
При этом только четверть из сорока тысяч российских школ имеют информационную инфраструктуру, полностью готовую к проведению дистанционного образованию. Кроме того, до сих пор существуют населенные пункты, где нет доступа не то что к высокоскоростному, а к любому интернету в принципе.
Все эти цифры были озвучены на дистанционном заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, которое прошло сегодня.
В нем приняли участие зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, руководители регионов России, экспертных организаций и науки.
От Краснодарского края в заседании принял участие Антон Немкин — глава фонда «Цифровая долина Сочи» и член Совета по развитию цифровой экономики СФ.
Открывая заседание, Андрей Турчак сказал, что коронавирус испытал нашу отечественную систему образования на прочность. Можно сказать, что все вызовы она преодолела, но формат дистанционного обучения вскрыл слабые места цифровизации наших школ и вузов.
Статистикой, которая приведена здесь в первом абзаце, Турчак проиллюстрировал проблемы, с которыми столкнулось наше образование во время пандемии.
Он акцентировал внимание на то, что сейчас важно создавать российские образовательных площадки и онлайн-курсы и выработать для них единые стандарты.
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре, рассказала о том, что 1 сентября 2020 года в 14 регионах страны начнется создание и апробация цифровой образовательной среды. Цель — создать такую цифровую среду, которую можно было бы использовать на всей территории России.
В образовательных учреждениях, в которых пройдет эксперимент, проведут высокоскоростной интернет — не менее 50 Мб/с в селах и 100 Мб/с в городах. Также их оснастят компьютерами и необходимым программным обеспечением.
Ранее комитет внёс законопроект, который разграничит полномочия в сфере дистанционного образования между двумя ведомствами — Минпросвещения и Минобрнауки. Это позволит через нормально-правовые акты донастроить уже существующую систему.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов рассказал об уникальном российском мультимедийном продукте «Моя школа online», который связал электронные ресурсы, традиционные учебники, и формат телевизионных трансляций. Опыт соединения всех ресурсов в единую платформу вызвал значительный интерес у зарубежных коллег.
Совокупно «Моя школа online» и «Российская электронная школа» имеют более 60 млн просмотров имз 70 стран мира, что, по мнению министра, говорит об интересе к российскому образованию в других странах зарубежом.
Глава Минцифры Максут Шадаев выделил пять направлений работы по цифровой трансформации наших школ:
дать интернет в каждом классе;
дать каждому учителю персональный компьютер;
сформировать у учителей необходимые цифровые компетенции;
создать единую платформу для проведения онлайн-уроков;
стимулировать появление конкурентоспособного российского электронного образовательного контента.