Кубанские Новости
Общество

Под прессом независимости

Пандемия изменила рынок СМИ, ударив по печатным изданиям и резко увеличив интернет-аудиторию.

– Все средства массовой информации включены в перечень отраслей экономики, пострадавших от коронавируса. То есть на уровне правительства РФ признано, что отечественный медиарынок оказался в настолько тяжелой ситуации, какой не бывало прежде. В чем выражаются эти самые ковидные трудности?

– То, что сейчас происходит в стране и мире, вообще уникальная ситуация, и СМИ испытали на себе все ее «прелести». Могу об этом судить абсолютно профессионально, так как в нашем холдинге есть газета и сайт «Кубань сегодня», интернет-ресурс «Югополис» и еще франшизы федеральных изданий «Аргументы недели» и «Московский комсомолец» вместе с интернет-версиями, естественно.

Наиболее сильный удар получили печатные издания, так как в условиях карантина распространение журналов и газет практически прекратилось, что сразу и очень отрицательно сказалось на объеме рекламы – главного источника дохода. Но при всем негативном влиянии пандемии она спровоцировала рост в другом секторе – интернете.

Аудитория новостных сайтов, соцсетей и других площадок выросла в разы. Простой пример: на днях сайт «Югополиса» посетили 250 тысяч пользователей – абсолютный рекорд за всю историю существования ресурса. Закон сохранения энергии в действии, или, если по-простому, где-то убыло, где-то прибыло. На мой взгляд, именно диверсификация является единственной дорогой жизни для СМИ.

Будет меняться контент, формат, подача, но «бумага» останется с нами еще надолго.

– Получается, пандемия ускорила смерть бумажных газет и журналов?

– О противостоянии «бумаги» и «цифры» в медийном пространстве речь идет не первый год. Это гонорарная тема – всегда есть что сказать. На мой взгляд, никакого противостояния нет и быть не может. Это две ветви одного дерева.

Большое количество читателей, особенно старшего поколения, привыкли читать газеты, и даже вынужденный переход к интернету как источнику информации на время пандемии не отвратит их от привычки читать с листа. Со временем, думаю, бумажные версии превратятся в эдакий элитарный продукт, который, безусловно, будет востребован определенной аудиторией. Будет меняться контент, формат, подача, но «бумага» останется с нами еще надолго.

Интернет заставляет газеты и журналы подстраиваться под читателя. Если раньше их покупали, чтобы получить информацию, то сейчас, когда новости подаются в сети онлайн и газета проигрывает сайтам в скорости, в них ищут развернутые статьи на злободневные темы, информацию, которая будет полезной в той или иной ситуации (например, при оформлении выплат государства и так далее), мнения экспертов. Напечатанному на бумаге слову верят больше, чем посту в соцсети.

Причин тому много: привычки, сложившиеся годами, Закон «О средствах массовой информации», по которому мы отвечаем за достоверность информации, грамотность. Кстати, орфографические и пунктуационные ошибки в тексте, как показывают многочисленные исследования, и не только «британских ученых», резко снижают у читателя уровень доверия к источнику. А при выпуске газеты каждый текст по несколько раз вычитывается авторами, редакторами, корректорами, что минимизирует риск ошибки. При кажущейся незначительности такого преимущества «бумаги» оно очень большое.

Напечатанному на бумаге слову верят больше, чем посту в соцсети.

– Но у интернета все равно конкурентных преимуществ гораздо больше. Главное – скорость подачи информации…

– Еще сюда стоит добавить мизерные затраты по сравнению с издательской деятельностью – цены на бумагу просто убивающие. У нас другая история: мы не противопоставляем интернет газетам, а соединяем их – одно направление дополняет другое. Все успешные издания давно поняли, что только так можно сегодня выжить, и работают по данной схеме. А разговоры о противостоянии – это не более чем информационный повод для поддержания читательского интереса.

Вместе с тем смещение центра тяжести в сторону интернета – очевидный факт. Мы видим это даже по своим рекламодателям. Еще несколько лет назад большинство из них интересовала только бумажная версия, чтобы было что пощупать. Сейчас почти все переговоры начинаются с вопросов о трафике, индексации, уникальных посетителях и так далее. Пока данная ниша находится в стадии заполнения – это лучшее время для развития. И мы развиваемся. А пандемия и карантин еще и ускорили данный процесс.

– Говоря о преимуществах интернета, нельзя забывать о свободе, которую он дает. Любой человек имеет возможность высказать свою точку зрения – сеть общедоступна, чего не скажешь о газетах. Не это ли та самая независимая журналистика?

– Независимые СМИ и даже блогеры – миф. Любое издание – провластное или оппозиционное – имеет своих учредителей. Они вполне конкретные люди со своим видением мира. И политика любой редакции всегда коррелирует именно с их взглядом. Даже если соберутся профессиональные журналисты и на свои деньги создадут ни от кого не зависящее средство массовой информации, они будут писать то, что сами считают правильным. Никто единолично не может объективно смотреть на вещи. Человек – субъект. Следовательно, его мнение априори субъективно, иначе говоря, не может быть независимым.

То же самое касается и блогеров: они транслируют одну, редко – две точки зрения на ситуацию. К тому же здесь чаще всего акцент делается на скандале или известной персоне, чтобы добиться главной цели – увеличить количество лайков. Блогеры от своих подписчиков зависят больше, чем СМИ – от учредителей.

То есть независимой журналистики нет?

– В абсолютном смысле – нет. Но максимально приблизиться к независимой журналистке, по моему мнению, все же можно. В идеале для этого надо публиковать только проверенные факты без мнения автора. Читатель, пользователь, зритель сам должен собрать воедино всю информацию и на основании своего, опять же, субъективного взгляда сложить картину события. Однако сегодняшний тренд прямо противоположен такому принципу. Мало кому интересно читать скучные сводки и сверять цифры. Людям нужны мнения, чтобы иметь возможность примерить на себя ту или иную точку зрения и занять наиболее подходящую сторону. Это тоже выбор, но он, скажем, пакетный. Соглашаясь с одним из участников спора в публичном пространстве, человек полностью принимает его аргументы, а не проверяет каждый факт по отдельности. Такова сегодня реальность.

Журналистские расследования, которые у нас являются одним из приоритетных направлений работы, в наибольшей степени отвечают принципам независимой прессы. Журналист в своей работе опирается исключительно на документы и подтвержденные факты, сопоставляет их и задает вопросы официальным структурам. А полученные ответы становятся новыми инфоповодами для следующих публикаций, то есть проблема находится в публичном поле до тех пор, пока не решится. Именно привлечение общественного внимания к самым злободневным темам и ситуациям является главной задачей настоящего журналиста. Вне зависимости от того, где он работает – в газете, на телевидении, радио или интернет-ресурсе. Мы вместе помогаем сделать нашу действительность лучше.