Давайте ребенку информацию, соответствующую его возрасту. Одна из самых частых ошибок – ожидание подходящего времени, когда ребенок будет достаточно взрослым, чтобы поговорить с ним о наркотиках, табаке и об алкоголе. По статистике, средний возраст знакомства ребенка с ними – 13 лет.
Дети этого возраста учатся в основном на собственном понятном опыте. Беседы должны включать события, с которыми ребенок знаком: что он видел по телевизору или наблюдал дома, в других местах.
Расскажите ребенку о том, как функционирует организм, почему каждый человек нуждается в качественной пище, чистой воде и регулярных физических упражнениях. Научите его выбирать продукты и напитки, которые полезны для здоровья.
Объясните простыми словами, что алкоголь и наркотики могут причинить вред здоровью, потому что они воздействуют на мозг, изменяют его функции и воздействуют на другие органы.
В этом возрасте дети любят истории. Рассказывая факты в форме какой-то истории или сказки, вы привлечете его внимание, и он лучше запомнит информацию.
Будьте открыты в диалоге. Спросите ребенка, что он знает о табаке, наркотиках и об алкоголе. Если родители дают детям понять, что они могут свободно говорить на щекотливые темы, то им будет проще обсуждать со взрослыми любые свои проблемы.
Рассказывайте о последствиях употребления психоактивных веществ. Расскажите, почему они особенно опасны для детей, организм которых еще не сформировался окончательно и продолжает развиваться.
Объясните, почему люди принимают наркотики. Например, некоторые люди просто пробуют наркотики из любопытства. Сначала им нравится эффект, а потом появляется зависимость.
Следите за тем, что ваши дети смотрят по телевизору. Если ребенок видит что-то о наркотиках, табаке или об алкоголе и у него есть вопросы, будьте готовы выслушать и ответить на них.
Озвучивайте семейные ценности. Расскажите ребенку, почему в семье заведено именно так. Например, «мы не принимаем лекарства, если их не назначил врач, это опасно» или «в нашей семье не принято пить алкоголь до 18 лет, так как это вредно в любом возрасте, а для растущего организма особенно». Отвечайте на возникающие вопросы.
Станьте примером. Ролевое моделирование – более мощный инструмент обучения, чем разговор. Дети повторяют то, что делают их родители. Покажите своим детям, что вы сами практикуете то, что советуете им.
Доверяйте своим детям. Помните, что правила – рамки, которые нужны детям. Хвалите детей, когда они оправдывают доверие и ведут себя ответственно, и говорите им, что вы знаете, что можете доверять им.
Учите детей брать ответственность и принимать решения по возрасту. Начиная с 5–6 лет ребенок уже может отвечать за что-то дома, например за полив растений, уборку игрушек в своей комнате и т. д. Изучение последствий пренебрежения ответственностью в раннем возрасте поможет ребенку держать свое слово в будущем.
Учите детей делать выбор. Первоклассник в состоянии решить сам, какую футболку надеть, какую из трех игрушек он хочет, кого пригласить на свой день рождения, в какую секцию он хочет пойти. Осознание ответственности за выбор поможет ребенку чувствовать себя более уверенно в принятии решений в подростковом возрасте.
Воспитывайте чувство собственного достоинства. Уделяйте ребенку достаточно внимания, чтобы он чувствовал себя значимым. Каждый день выделяйте время, когда вы можете полностью сосредоточиться на ребенке, поговорить, поиграть в выбранную им игру, пойти на прогулку, сказать, как сильно вы его любите.
Обсудите вопрос о давлении со стороны сверстников. Ребенок должен понимать, что настоящие друзья не будут заставлять его курить, пить алкоголь или употреблять наркотики. Мотивируйте своих детей и их друзей заниматься спортом, участвовать в различных интеллектуальных соревнованиях и т. д.
Учите ребенка говорить «нет», разрешайте отказывать вам. Например, он может высказывать несогласие в вопросах, за которые он отвечает. Тренируйте различные сценарии, как отказывать, если предлагают сигареты, алкоголь и табак.
Будьте рядом!