Разоблачения, увольнения, отстранения от работы – в российских медиа вспыхивает один скандал за другим. И все они крутятся вокруг кампании под названием MeToo, которая переводится как «Я тоже». Суть ее проста: привлечь человека к ответственности за сексуальные домогательства и даже за изнасилование.
Впервые пост под хештегом #MeToo опубликовала американская актриса, звезда сериала «Зачарованные» Алисса Милано. 15 октября 2017 года она публично заявила о попытках изнасилования, правда, не называя имен, и призвала всех, кто когда-либо сталкивался с подобным, ответить на ее пост словами Me too. В итоге около 90 женщин открыто обвинили голливудского продюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах, а некоторые из них сообщили и о попытках изнасилования. Сейчас Вайнштейн находится в тюрьме и отбывает 23-летний срок. Семья и его карьера разрушены: жена ушла, из собственной киностудии уволили, а саму студию признали банкротом – продали инвестиционной компании и переименовали в Lantern Entertainment.
После этого резонансного дела в злоупотреблении властью и сексуальном насилии стали обвиняться и другие влиятельные мужчины. По данным издания Forbes, публично об этом сообщили около 700 человек. При этом чаще всего в недопустимом поведении обвиняли политиков и деятелей индустрии развлечений. Многие из них ушли в отставку или прекратили публичную деятельность.
Вскоре кампания #MeToo вышла за пределы США, но не везде нашла поддержку. Во Франции 100 известных женщин во главе с актрисой Катрин Денев назвали #MeToo «новым пуританством» и потребовали не лишать мужчин права на флирт. В Индии студентка опубликовала в Фейсбуке список 60 мужчин-академиков, якобы замеченных в домогательствах и сексуальном насилии, однако ее действия осудила группа индийских феминисток, назвав обвинения голословными и вредными для борьбы за права женщин.
В Китае, дабы не выносить сор из избы, цензоры удаляли посты с хештегом #MeToo, а государственные СМИ писали о том, что в стране нет сексуального домогательства. Однако летом 2018-го около 20 китайских женщин обвинили в насилии нескольких влиятельных мужчин. Некоторые из них извинились или ушли в отставку.
Под раздачу попал и кумир миллионов футболист Криштиану Роналду. Показания против него дала американская модель Кэтрин Майорга. Под хештегом #MeToo она рассказала, что спортсмен ее изнасиловал и у нее есть все необходимые медицинские доказательства. Роналду все отрицал и говорил, что женщина хочет прославиться за счет его имени, но, несмотря на это, полиция взялась досконально изучать дело. Однако Криштиану выиграл суд, и все обвинения с него сняли.
Массовое движение #MeToo побудило внести поправки в законодательство в нескольких странах. Так, например, во Франции ввели штрафы за приставания на улице, а в Швеции и Испании половой акт без четко выраженного согласия одной из сторон приравняли к изнасилованию.
Но есть и обратная сторона медали: многие начальники стали отдавать ответственные должности мужчинам из-за страха нанимать женщин. Да и в целом американцы отмечают, что из-за кампании против домогательств им теперь сложнее общаться с прекрасным полом, а уж тем более проводить с женщинами рабочие встречи где-нибудь в ресторане.
В 2017 году массового движения в нашей стране не случилось. Хотя о домогательствах и приставаниях со стороны депутата Госдумы от ЛДПР Леонида Слуцкого рассказали несколько журналисток. Однако это никак не повлияло на его карьеру.
В марте 2018-го бывший корреспондент «Радио Свобода» Дарья Комарова рассказала о домогательствах депутата Госдумы и режиссера Станислава Говорухина. Мужчина все отрицал, а спустя несколько месяцев умер.
Из-за обвинений в домогательствах и сексуальном насилии из Вологодского драматического театра уволили режиссера Зураба Нанобашвили, однако уголовное дело против него возбуждать не стали.
Казалось, мировое движение #MeToo практически бесследно пройдет для России, как неожиданно в середине июля произошел рестарт кампании. Новую волну подняла парикмахер Виолета Шарипкулова, которая рассказала в Твиттере о своем негативном опыте. Ее выступление привело к стихийному флешмобу: пользователи соцсети начали публиковать истории о том, как они столкнулись с сексуальным, физическим и психологическим насилием.
Длинные руки #metoo добрались и до Россиюшки. Только не в той форме, в которой хотелось бы "людям со светлыми лицами".
— Русские не сдаются (@RussiansForward) July 15, 2020
Выяснилось, что эта палка другим концом огрела по холке самих протестных деятелей, которые упорно продолжают называться журналистами или правозащитниками, на... pic.twitter.com/jpVNqXW4zp
Так, несколько девушек обвинили в неподобающем поведении бывшего сотрудника «Открытой России», SMM-менеджера Сбербанка Руслана Гафарова.
Фигурантом нескольких обвинений стал и руководитель проектов Сбербанка Сергей Миненко, ранее работавший в изданиях Menʼs Health Russia, «Мел», «Газета.ru» и «Известия».
В Сбербанке заявили, что проводят внутреннюю проверку из-за этих сообщений. На время разбирательств Гафарова и Миненко отстранили от исполнения обязанностей.
– Сбербанк упоминался как работодатель, и, разумеется, мы сразу обратили на это внимание. Мы категорически не приемлем насилия в любой форме и в адрес кого бы то ни было, – отметили в организации.
Руслан Гафаров уже публично покаялся и признал вину «во всем, что было написано» о нем.
– Я приносил извинения тем, кто говорил об этом раньше, и лично извинился еще раз вчера и сегодня. Я еще не успел написать всем, и я сделаю это, – написал он у себя в Твиттере. – Надеюсь, тем, кто нашел смелость рассказать о травмирующем опыте, станет лучше.
Под раздачу попали шеф-редактор «МБХ медиа» Сергей Простаков, а также фоторедактор издания Андрей Золотов. Оба уже покинули редакцию.
Еще одним обвиненным в домогательствах стал ведущий «Дождя» Павел Лобков. Корреспондент «МБХ медиа» Александр Скрыльников рассказал, что во время стажировки на телеканале Лобков приставал к нему, «лез целоваться, трогал руки и звал домой». Похожие факты анонимно привели и другие бывшие стажеры «Дождя».
– Меня обвинили в домогательствах. Это тяжелое обвинение. Что я могу сказать? Да, я вырос в то время, когда студентки жили с преподавателями, а обнять коллегу на дружеской вечеринке или даже поцеловать считалось нормой, – написал Павел Лобков у себя на странице в Фейсбуке. – Не оправдывая себя, я прошу меня понять: границы телесной неприкосновенности для меня остались на уровне 2000-х годов, когда мы считали эти приставания милой игрой, в которой участники знают свои роли и никто не идет дальше неких границ, которые устанавливались в процессе общения. Это время ушло. «Нет» для меня всегда значило «нет», и никогда я не использовал насилие или шантаж. Тем более служебное положение, которого, собственно, у меня никогда и не было – я никого и никогда не мог уволить, потому что никогда не был начальником. Я не заметил, что пришла новая этика с ее новыми определениями телесных границ и неприкосновенности. Я продолжал рискованно шутить на эти темы, да, обнимал своих коллег, делал им сомнительные комплименты, оценивая физическую привлекательность, и намекал на близость, полагая, что это не переходит границы обычного флирта. Я приношу искренние извинения всем, кому мое фривольное поведение причинило дискомфорт и кто набрался мужества теперь рассказать об этом публично, анонимно или под псевдонимом. В единственное оправдание скажу: я никогда не прибегал к насилию, алкоголю или моральному давлению.
Телеведущая Ксения Собчак уже вступилась за Павла Лобкова. Она сообщила, что долгое время с ним работала на «Дожде». Он много говорил о ней плохого, но никогда не приставал.
– Но. Я за справедливость. Паша все что угодно: алкоголик, любитель преувеличить, фантазер, но он не насильник. И никогда им не был, – написала Ксения Собчак у себя в телеграм-канале. – Да, он мог скабрезно шутить, но все всегда понимали, что это был «безобидный троллинг».
Каждый день в новостях всплывают все новые имена жертв #MeToo. Когда читаешь подробности этих историй, ком встает в горле. И, по всей видимости, это только начало кампании.