– Сергей Иванович, как быстро Краснодарскому краю удалось выйти из рейтинга неблагополучных регионов по мошенничеству с договорами ОСАГО?
Было принято решение провести в Краснодарском крае межведомственное совещание правоохранительных органов совместно со страховщиками. В результате ситуация начала исправляться в лучшую сторону. При активном участии регионального министерства экономики удалось провести оперативную точечную работу. Уже по итогам 2018 года был сделан огромный рывок в направлении борьбы с мошенничеством по ОСАГО. Краснодарский край переместился на 22-е место из 86 субъектов Российской Федерации.
Вероятно, Кубань стала первым регионом, где министерством экономики края разработан и подписан с общественной организацией страховщиков план совместных действий по повышению финансовой грамотности граждан относительно проблем страхования гражданской ответственности. Сегодня краевая программа финансовой грамотности активно реализуется. В краевых средствах массовой информации постоянно поднимается и обсуждается тема мошенничества по ОСАГО.
2020 год стал периодом активной и плодотворной совместной работы страховщиков и администрации Краснодарского края. Совместная деятельность велась как в выявлении схем мошенничества по ОСАГО, так и в информировании и предупреждении граждан, имеющих транспортные средства, о возможных действиях недобросовестных автоюристов. Разъяснительная работа принесла свои плоды, и за рекордно короткий срок Краснодарский край вышел из числа российских регионов с высоким уровнем мошенничества по ОСАГО. Вот яркий пример, как наглядность подачи и доступность информации положительно повлияла на мышление и действия местного населения.
– Для наглядности, расскажите об ошибках, которые совершают автовладельцы, попавшие в страховую ситуацию в различных регионах России?
– Нужно отметить, что в Краснодарском крае, как и в других субъектах Российской Федерации, случаи мошенничества чаще всего случаются в сфере обязательного страхования гражданской ответственности. Недобросовестные автоюристы различными способами получают информацию о возникшем страховом событии или ДТП, и либо пытаются выкупить убыток у гражданина, ссылаясь на то, что страховая компания может отказать, либо предлагают представлять его интересы непосредственно перед страховой компанией, естественно, за определенное вознаграждение.
Вот здесь и кроется обман. Путем совершения противозаконных действий недобросовестные автоюристы пытаются вытянуть страховую компанию в суд. Там они присваивают пенни, неустойки и штрафы. А вот налоги с этих сумм взимают уже с гражданина, который передал права требования и получения компенсации. Поэтому при возникновении ДТП граждане должны обращаться непосредственно в свою страховую компанию. Страховщики сами заинтересованы в том, чтобы урегулировать убытки без жалоб и передачи дела в суд. Только в случае обращения прямиком в страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО, гражданин сможет без лишних проблем получить направление на ремонт или денежную компенсацию. Если же какие-то разногласия между величиной убытка или по срокам возникнут, то страхователь всегда может бесплатно обратится к финансовому омбудсмену. Финансовый уполномоченный выступит в качестве арбитра и рассмотрит спор со страховой компанией.
К сожалению, попав в ДТП, многие из наших граждан предпочитают обращаться к посредникам, боясь, что недополучат полную сумму на ремонт в своих страховых компаниях. Таким страхователям следует помнить, что попытки самостоятельно отыскать, где отремонтировать подешевле машину или действовать по советам соседа, брата или свата, зачастую приводят к дополнительным проблемам и большим тратам. Согласно закону об ОСАГО, при наступлении страхового случая страховщик отправит ваш автомобиль на ремонт и будет нести за него полную ответственность. В интересах авторитетных страховых компаний сделать все для того, чтобы автомобиль был полностью восстановлен.
– Какие ошибки привели к ситуации с недобросовестными автоюристами? Каким образом и с чей помощью их удалось исправить?
– Следует признать, что проблемы были и у самих страховщиков. Компании мало внимания уделяли пропаганде. Граждане, приобретавшие полисы ОСАГО, получали недостаточно разъяснений по вопросам, связанным с недобросовестным посредничеством. Когда началась разъяснительная работа и люди на понятных им примерах увидели, к чему может привести их доверчивость и нежелание обращаться в страховые компании, ситуация резко изменилась в лучшую сторону. Сегодня мы видим столь позитивный результат благодаря совместной работе страховщиков и администрации Краснодарского края.
– Можно ли опыт Краснодарского края по быстрому исправлению ситуации с мошенничеством по ОСАГО применить и в других регионах?
– Пример Краснодарского края говорит о том, что на Кубани исполнительная и законодательная власть, правоохранительные органы и сами страховщики переживают за права автовладельцев и развитие страхового бизнеса. У нас в 65 субъектах Российской Федерации созданы рабочие группы страховщиков. Если взяться за решение проблемы с мошенничеством по ОСАГО совместными усилиями, то можно получить достаточно быстро положительный результат.
Замечательно, что администрация Краснодарского края вовремя взяла на себя инициативу возглавить этот процесс, и мы видим соответствующие результаты. А там, где такой инициативы от власти нет, к сожалению, нет и результатов.
– А какие действия следует предпринимать сегодня, чтобы сохранить достигнутые результаты и чтобы ситуация с мошенничеством по ОСАГО больше не повторялась на Кубани?
– В первую очередь нужно продолжать пропаганду среди населения против мошенничества по ОСАГО. Также важную роль играет высокая клиентоориентированность самих страховщиков. Сотрудникам страховых компаний следует вести активную разъяснительную работу со страхователями при заключении договоров или возникновении страховых случаев. Страховщики должны как можно больше работать со своей клиентурой, чего мы, собственно, сейчас и добиваемся.