Кубанские Новости
Общество

10 вопросов о том, почему стоимость полиса ОСАГО станет индивидуальной для каждого водителя

10 вопросов о том, почему стоимость полиса ОСАГО станет индивидуальной для каждого водителя
Теперь страховые компании определяют для каждого водителя индивидуальный базовый тариф по ОСАГО.

В начале осени вступило в силу указание Банка России, расширяющее тарифный коридор, в пределах которого страховые компании могут определять базовый тариф по «автогражданке».

А с конца августа стали действовать поправки в законодательство, благодаря которым страховщики имеют право назначать базовую ставку с учетом рисков, относящихся к каждому водителю и его транспортному средству. Эксперты Южного ГУ Банка России помогли «Кубанским новостям» разобраться в тонкостях нововведений.

1. Для чего расширен тарифный коридор по ОСАГО?

Для того чтобы стоимость полиса стала индивидуальной и понятной каждому водителю. То есть теперь страховые компании определяют для каждого водителя индивидуальный базовый тариф по ОСАГО. При этом он всегда должен оставаться в пределах тарифного коридора. Границы коридора зависят от типа транспортного средства и от того, кому принадлежит машина – гражданину или компании. Например, с 5 сентября для частных владельцев легковых автомобилей базовый тариф расширился на 10% вверх и вниз и составляет теперь от 2471 до 5436 рублей. Для тех, кто «таксует», диапазон ставок расширен максимально – на 30% в обе стороны. Это и понятно: легковушки-такси чаще используются и, по статистике, чаще попадают в аварии.

Расширение границ тарифного коридора позволит страховщикам назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф тем, кто водит рискованно и регулярно нарушает правила дорожного движения.

2. Какие факторы теперь учитываются при установлении цены полиса ОСАГО?

До вступления в силу 24 августа изменений в Закон об ОСАГО на цену влияли лишь пять факторов: регион регистрации, мощность двигателя автомобиля, возраст водителя, его стаж и то, как часто он попадает в аварии. Теперь страховщики при определении стоимости полиса могут учитывать индивидуальные особенности водителей и их «железных коней», основываясь на собственной статистике, влияющей на степень риска. Перечень этих факторов страховая компания устанавливает самостоятельно. К примеру, на конечную цену полиса может влиять количество грубых нарушений правил дорожного движения, возраст транспортного средства, его пробег, цвет, марка машины, семейное положение и пол водителя, наличие у него детей, установка на автомобиле телематических устройств.

Но по-прежнему имеют значение коэффициенты, которые и до недавних изменений влияли на цену полиса: территория использования, мощность машины, стаж и возраст водителя, коэффициент бонус-малус (скидка за безаварийную езду и надбавка за аварии), количество допущенных к управлению водителей и другие.

3. А какие моменты не влияют на тариф ОСАГО?

Национальная, расовая, языковая принадлежность, должностное положение, вероисповедание, принадлежность к политическим партиям и другие подобные моменты дискриминационного характера законодательно запрещено применять при определении стоимости полиса «автогражданки».

4. Чем старше водитель, тем меньше ему платить?

Недавние изменения коснулись и коэффициентов, относящихся к возрасту водителя и стажу вождения. У молодых и малоопытных водителей риск попадания в ДТП всегда выше, поэтому для них стал выше и коэффициент. Для водителей постарше и поопытнее эти коэффициенты, наоборот, снизились.

5. Какую скидку можно получить за безаварийную езду?

Коэффициент бонус-малус зависит от стиля вождения. Если автовладелец ни разу не попадал в ДТП, цена полиса для него будет существенно ниже, чем для остальных. За каждый год безаварийной езды можно получить 5% скидки на полис. Причем эта скидка накопительная, до 50%.

6. Для каких водителей тариф может оказаться максимальным?

Самая дорогая страховка обойдется автовладельцам, лишенным прав за управление автомобилем в нетрезвом виде или отказавшимся от медосвидетельствования. А также для тем, у кого отобрали права за оставление места ДТП или совершение аварии, в которой пострадали или погибли люди.

Еще один новый фактор, влияющий на повышение цены – неоднократные в течение года грубые нарушения правил, а именно: проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на полосу встречного движения. Но при условии, что эти нарушения были выявлены инспектором ДПС на дороге, а не камерами автоматической фотовидеофиксации.

7. Где можно ознакомиться со всеми факторами, который влияют на выбор базового тарифа ОСАГО?

Набор таких факторов каждая страховая компания определяет самостоятельно, но полный их перечень должен быть опубликован на сайте организации, чтобы потребители могли с ним ознакомиться. Здесь же должен быть онлайн-калькулятор, с помощью которого клиент может самостоятельно рассчитать стоимость полиса перед его покупкой.

8. Из чего складывается цена полиса?

Итоговую цену полиса можно посчитать по той же формуле, что и раньше: базовую ставку тарифа надо умножить на набор коэффициентов, индивидуальных для каждого водителя (бонус-малус, возраст-стаж и другие).

При покупке полиса имеет смысл зайти на сайты нескольких страховщиков и сравнить их предложения.

9. Могут ли эти законодательные новации привести к росту стоимости полиса ОСАГО?

В 2019 году тарифный коридор был расширен на 20%, и по итогам 2019 года средняя премия, то есть стоимость ОСАГО для водителей, снизилась на 4,8% по сравнению с 2018 годом. Сегодня страховщики конкурируют за хорошего клиента, а, значит, для добропорядочных водителей цена, скорее, будет снижаться.

Чтобы не допустить завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса.

При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз – для нарушителей закона об ОСАГО. По новым правилам полис ОСАГО не должен стоить больше, чем максимальный базовый тариф, установленный Банком России, с учетом всех коэффициентов. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.

10. Какова конечная цель этих нововведений?

Поправки в закон об ОСАГО и указание Банка России направлены прежде всего на более справедливое ценообразование для страховых полисов

ОСАГО. Они дают возможность аккуратным водителям платить за полис меньше.

Показать еще