Александр Агибалов — потомственный казак, на Кубани он занимался развитием системы образования и молодежной политики, возглавлял направление духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, а также руководил региональным молодежным движением, в состав которого входило более 100 000 участников. Однако чуть более месяца назад он решил круто изменить свою жизнь и переехал на Сахалин. «Казаки всегда стояли на охране рубежей Российского государства», — говорит есаул Агибалов.
– Александр Александрович, расскажите, как вы решились на такой радикальный шаг, как переезд из Краснодарского края на Сахалин?
– Еще весной этого года я увидел в Инстаграме анонс проведения форума «ОстроVа 2020» в Сахалинской области и принял для себя решение попасть на это мероприятие. Особенно меня заинтересовало направление «Острова Впечатлений», где планировалось определить основной вектор для развития внутреннего молодежного туризма в России, а также «Острова Победы», где должны были рассматриваться направления сохранения богатого исторического прошлого и подниматься вопросы о создании новых форматов для диалога о Великой Победе с молодежью.
К слову сказать, это те направления, которые мне особенно близки. Сам интерес к спортивным единоборствам, системе военно-патриотического воспитания и занятиям горным туризмом мне передался по наследству от отца. И в те редкие выходные дни, которые у меня были, я старался проводить открытые тренировки для молодежи по самообороне либо отправляться в поход исследовать новые маршруты.
Тяжелые испытания во время восхождения на вершину хорошо тренируют силу воли, в походных условиях учишься довольствоваться малым и созерцать красоту во всем, невзирая на усталость и погодные условия. Поэтому год назад я запланировал, что во время отпуска в 2020-м осуществлю давнюю мечту – восхождение на Эльбрус, самую высокую горную вершину России и Европы (5642 м над уровнем моря). В течение года прошел альпинистскую подготовку, оплатил связанные с восхождением расходы, прошел все медкомиссии и получил заветный допуск. Но в конце июня пришла неутешительная новость о том, что запланированное на начало месяца восхождение из-за пандемии коронавирусной инфекции переносится на конец августа и придется делать выбор между форумом и восхождением.
В августе в Краснодарский край приехала делегация с Сахалина, которую интересовали реализация регионального компонента в системе образования и опыт развития казачества на Кубани. Случилось так, что делиться с делегацией кубанским опытом работы было поручено именно мне. В процессе общения также рассказал, что еще с самого начала лета планировал попасть на форум «ОстроVа», но оказался перед непростым выбором. На что сахалинцы по-доброму посоветовали хорошо все взвесить и принять верное решение. И я поехал на Сахалин. Было интересно посмотреть на активную молодежь со всей России. Особенно порадовал их интерес к сектору военно-патриотического воспитания. Я обзавелся новыми контактами. И почувствовал, что у меня есть багаж опыта и знаний, который может здесь пригодиться. И было принято решение в кратчайшие сроки собрать все вещи и попробовать свои силы на островах.
– Вот так внезапно?! Сахалин вас очаровал?
– Мне понравились климат, уникальная природа, интересные люди. И настрой команды губернатора: «Ни шагу назад». Многие мои знакомые до сих пор звонят, приглашают на какие-то мероприятия и очень удивляются, что я уже месяц как переехал на Сахалин.
Но казаки всегда были первооткрывателями и первопроходцами. История казачества полна славных и героических страниц. Благодаря усилиям казаков-первооткрывателей осваивались и заселялись новые земли, расширялась территория Российского государства. Казаки всегда стояли на страже рубежей нашего Отечества, укрепляли государственность, заботились о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
– Как ваши близкие и друзья отнеслись к такому решению?
– Первый вопрос был: «Насколько это твое решение?» Я из многодетной семьи, две младшие сестры-близняшки остались на Кубани, папа, мама, также растет любимая племянница полутора лет. Но все в любом случае поддерживают мое начинание. В казачьей семье всегда так было. Независимо от места службы казак все делает так, чтобы не было стыдно перед родной станицей и родителями.
– Когда вы принимали решение о переезде, вы уже видели свой дальнейший профессиональный путь в Сахалинской области?
– Конечно. Есть несколько направлений, в которых я себя вижу. Это в первую очередь – военно-патриотическое воспитание (далее – ВПВ) подрастающего поколения. Здесь уже и проектная деятельность в молодежном правительстве, и объединение общественных организаций.
На юге России нам удалось создать уникальное в своем роде молодежное движение, в которое вошло более 100 тысяч участников. Оно активно взаимодействует с другими общественными организациями, проводится множество замечательных мероприятий: молодежные смены форума «Регион-93», различные образовательные площадки, социальное проектирование. Везде молодежь активная, не желает оставаться в стороне, участвует в поисковых движениях, юнармейских, военно-патриотических клубах. На Сахалине богатая история. Это очень интересный регион – с культурной, исторической и духовной точек зрения. Уверен, здесь у молодежного движения большое будущее.
– Вы состоите в молодежном правительстве. Как можете оценить активность молодежи на Сахалине? И как, по-вашему, надо работать с новым поколением?
– Я хотел бы привнести свой опыт в реализацию множества проектов. Нужно, прежде всего, исходить из возможностей, местного менталитета и ресурсов. Меня поразила дружная сплоченная команда молодежного правительства, желание участвовать в разных направлениях деятельности. Сегодня особым блоком идет направление грантовой поддержки проектов молодежного сообщества. Ведь именно молодежь будет строить будущее региона. Наша задача – создать площадку и комфортные условия для реализации молодежного потенциала. Ключевая позиция состоит в том, чтобы консолидировать общие усилия. Крайне важно, чтобы молодежь получала необходимый жизненный опыт, создавала и развивала новые проекты, а опытные эксперты помогали бы им в этом.
– В сфере ВПВ какие вы видите опорные точки для развития направления? Вы говорили, что разным организациям, занимающимся патриотическим воспитанием, нужно консолидировать усилия. Скажите, зачем движениям объединяться?
– Я вижу в первую очередь необходимость объединения возможностей. У нас очень много военно-патриотических секций, клубов, организаций по воспитанию молодежи. Они из года в год занимаются каждый своим направлением. Нужно создать единую площадку, благодаря которой представители молодежи смогли бы попробовать свои силы в разных направлениях, найти интересный именно им вид деятельности. Конечно, хорошо, когда у подростка есть четко сформированная позиция и он знает, хочет он заниматься культурной, исторической, поисковой деятельностью или идти в спортивно-патриотическую группу. Но в большинстве случаев представители молодежи стоят перед широким выбором и не всегда знают, где себя попробовать, что выбрать. Именно для этого нужна единая площадка. Или, как сегодня модно говорить, «инкубатор», который помог бы активной молодежи ориентироваться, выбирать свой путь, общаться с опытными экспертами, наставниками, получать необходимый опыт и всесторонне развиваться.
– Вы уже познакомились с сахалинскими казаками?
– Да, конечно. Хочу сказать, что знакомство произошло намного раньше – в 2015 году, в Санкт-Петербурге в рамках Евразийского форума. Также сахалинские казаки ежегодно участвуют в соревнованиях, которые проводятся в Тамани. И занимают призовые места. В этом году именно сахалинские казачата увезли Кубок атамана Кубанского казачьего войска, взяв первое место.
– Что объединяет казаков на разных концах страны? Как вы поддерживаете связь, прежде всего – в культурном и духовном смысле?
– Для этого создаются условия. В 2019 году создано Всероссийское казачье войско, которое объединило все реестровые войска. Указом президента Российской Федерации был утвержден атаман, им стал казачий генерал Николай Александрович Долуда. Сегодня на всех уровнях проводится большое количество межрегиональных мероприятий для молодежи и казаков, в рамках которых мы также имеем возможность общаться. В октябре на Кубани провели форум для молодежи, и в его рамках казаки со всей страны обучались грантовому проектированию. Знаю, что делегация от Уссурийского войска также приняла участие.
Сегодня создаются все условия, чтобы казаки общались, обменивались лучшим опытом в рамках уставной деятельности. Также проводятся мероприятия по линии Русской православной церкви, которая едина с казачеством. Сегодня очень важно развивать не только военно-патриотическое воспитание молодежи, но и духовно-нравственное. Чтобы молодежь чувствовала себя наследницей богатой культуры, которую ей завещали предки, и ценила ее. И чтобы понимала, что она ответственна за дальнейшую судьбу и развитие всего государства.
– Какой вы видите миссию казаков на Дальнем Востоке?
– Эта миссия не противоречит внутренним убеждениям казака. Казаки всегда были на рубежах Российского государства, укрепляя его. И Дальний Восток осваивался атаманами и казаками: Хабаровым, Дежневым, Москвитиным и многими другими. Прослеживается непосредственная роль казачества в освоении Дальнего Востока.
И сегодня казачество несет благую миссию: воспитание подрастающего поколения, сохранение культурно-исторического наследия, духовно-нравственных ценностей. Также у нас есть определенный ряд целей и задач в уставной деятельности: несение государственной службы, содействие охране общественного порядка. В этих рамках казачье общество может себя сегодня реализовать.
– Тяжело ли сохранять на дальних рубежах Родины какие-то свои традиции, уклад жизни, которые присущи именно казакам?
– Да, по численности казачьих обществ на Дальнем Востоке показатели ниже, чем в регионах Кубани, Терека, Дона. Но, чем меньше и компактнее поселение, тем крепче держатся люди.
– Для вас лично что значит – быть казаком? Как это влияет на повседневную жизнь?
– Быть казаком – это значит жить по казачьим заповедям. Это целая система норм и ценностей, особая система воинского воспитания. Мальчишек всегда воспитывал отец. При этом особая роль отводилась крестным родителям. Прежде всего, казак должен помнить, что по нему будут судить обо всем его народе. Плюс ко всему вышесказанному – дополнительная ответственность, черты характера настоящего воина-защитника, человека слова. Нужно быть везде первым, быть примером для подрастающего поколения. Сама система казачьего образования и быта – многовековая, с богатой историей, традициями, своей культурой. Это и особое уважение к старшим, к своей Родине, своим корням. Исторические корни определяют нашу сущность, ценностные ориентиры, мы сохраняем от предков их культуру и традиции, которые передаются из поколения в поколение.
– Обязательно человеку быть из казачьей семьи, чтобы вступить в казачье общество?
– Я бы сказал, что казаком мало родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть. По линии реестрового казачества, согласно уставу, членом казачьего общества может стать гражданин РФ, достигший 18 лет, прошедший испытательный срок и принятый казачьим сбором.
– А как вы принимаете в общество? Как-то испытываете человека?
– Да, есть порядок принятия в казачье общество, прописанный в уставе. В первую очередь – это испытательный срок. Кандидат подает прошение, ему назначают испытательный срок около полугода. Кандидат участвует в мероприятиях, а казаки присматриваются к нему. После успешного прохождения испытательного срока назначается сбор, на котором рассматривается вопрос о принятии в казачье общество.
– Вы в быту соблюдаете какие-то традиционные казачьи традиции?
– Безусловно, даже в повседневной жизни отводится особое место нашим историческим традициям. Это бесспорное уважение к родителям, старикам, особое трепетное отношение к представительницам прекрасного пола. Эти традиции находят свое отражение повсюду: и в процессе принятия трапезы, где во главе стола всегда должен быть отец — глава семейства, в воспитании детей, благословении родителей и многом другом.
– Вы говорили, что увлекаетесь туризмом, пешими походами, восхождениями. Уже побывали где-то на Сахалине или планируете маршруты?
– Да, я уже осмотрел ближайшие к Южно-Сахалинску вершины и маршруты. По возможности собираюсь участвовать в групповых походах. Вот уже дважды планировал подняться на пик Чехова, но из-за занятости приходилось переносить. Однако мне довелось принять участие в экспедиции на озеро Тунайча. Там располагаются памятный крест и захоронение командира штабс-капитана Б. В. Гротто-Слепиковского и его дружинников, погибших при обороне Сахалина в 1905 году. В одно из воскресений расчистили и привели в порядок место захоронения, провели съемку местности для занесения маршрута в Яндекс.Карты.
Сахалинская область – необыкновенно интересная земля! Со своей богатой культурой, историей, традициями, духовным наследием. Острова вдохновляют на новые открытия, здесь прекрасное место, чтобы развиваться, строить свое будущее.
ИА PrimaMedia
Подробно о жизни казаков на Сахалине можно узнать на официальных страницах: