По его словам, на пике самоизоляции потребление мобильного интернета выросло более чем на 30%, при этом после окончания локдауна трафик в сети не снижается: люди распробовали новый образ жизни, самые консервативные абоненты стали активно пользоваться цифровыми продуктами.
Несмотря на то, что телеком-отрасль продолжала работать и не пострадала так, как ресторанный бизнес, туризм и авиаперевозки, нельзя сказать, что операторы мобильной связи получили большую выгоду.
Во-первых, изменилась модель потребления трафика: вместо традиционных нагрузок в крупных городах и деловых центрах пиковые нагрузки сместились в спальные районы, а также дачные поселки, деревни, куда люди уезжали на самоизоляцию. Было необходимо усилить мощности сети в этих местах. При этом требования абонентов к качеству связи возросли. Если раньше мобильный интернет больше был в основном развлечением, то сегодня это он критически важен для образования, здравоохранения, бизнеса и других основополагающих сфер нашей жизни.
Помимо этого, просел ряд направлений выручки: сократился роуминг, уменьшились объемы SMS-рассылок для бизнеса, ушли некоторые секторы b2b.
Абоненты также стали более разумно относиться к тратам – отказывались от дополнительных SIM-карт, полностью «выбирали» пакеты трафика и звонков. «Причем в этой ситуации мы должны были обеспечить тот уровень сервиса и качества связи, к которому привыкли наши клиенты», - отмечает Сергей Эмдин.
Пользователи уже оценили цифровой образ жизни и получили клиентский опыт покупок и сервиса онлайн. Поэтому по многим параметрам рынок телекома никогда не вернется к показателям, которые демонстрировались до пандемии, считает Сергей Эмдин. Прежде всего, изменится дистрибуция с фокусом на цифровые каналы, а трафик в прежних объемах вряд ли вернется в салоны связи.
Однако у операторов есть выход, так как есть возможность предоставлять полностью цифровой продукт. Здесь необходимо сказать про технологию eSIM, которая уже полтора года развивается в нашей стране, рассказал гендиректор Tele2. Пока эта технология не получила должного продвижения, но в 2021 году настанет переломный момент активного внедрения eSIM, уверен он. Это станет базовой технологией, и подключаться к оператору клиенты будут в интернете. Это навсегда изменит роль офлайн-розницы в работе операторов связи.
В результате жесткой конкуренции среди операторов связи в России сформировался потребительский рынок с широкими возможностями. Клиентам доступны смена оператора, смена тарифа, возможность покупать и продавать трафик, настроить тариф под себя, множество дополнительных сервисов. При этом высокое качество инфраструктуры и сервиса останется для Tele2 одной из ключевых задач на ближайшие годы, - резюмирует Сергей Эмдин.