Масштабируемые платформы, микроэлектроника и новые материалы позволили усовершенствовать производство, помогли развитию дизайна и сделали автомобиль таким комфортным, безопасным и доступным, как никогда прежде.
Очередной рывок в автомобилестроении мы видим прямо сейчас. Концерны вплотную работают над водородным транспортом. В июле 2020 года в России открывается экспериментальная водородная АЗС в Подмосковье.
Проекты беспилотников начинают активно внедрять искусственные нейронные сети, которые выводят транспорт на пятый уровень автоматизации, не требующий никакого человеческого вмешательства. Идет разработка воздушного транспорта, более приспособленного к улицам будущего. Так, в начале 2020 года Hyundai совместно с Uber создали концепт воздушного такси S-A1, которое способно совершать вертикальный взлет и посадку.
Можно сказать, что XXI век для воздушного и беспилотного автомобиля – это как XX век для обычного автомобиля.
Изменилось и отношение людей к автомобилю. На первый план выходит рациональное использование его главной функции – мобильности. Растет рынок каршеринга. А совсем недавно в России появляется услуга подписки на автомобиль, которая избавляет от всех сопутствующих проблем владения: уплаты транспортного налога, страховки, обслуживания, ремонта и амортизации.
Давайте посмотрим, как изменился автомобиль за последние десятилетия? Каким он будет в следующие 30 лет? И как изменятся наши дворы и улицы, если автомобиль уже сейчас становится средством решения проблемы, а не покупкой ради покупки.
Прежде всего, нужно сказать о комфорте. Один из главных и дорогих элементов интерьера – сиденья. В 1990-е годы считали, что лучшие посадочные места автомобиля сочетают пружинный каркас и формованную оболочку из пены. Пружины в креслах остались и сейчас, но упростились до S-образной проволоки в качестве ненавязчивой опоры для пены.
Сегодня под обшивкой сидений уже скрывается сложнейшая конструкция, инженерный и технологический шедевр из композитов. Они стали не только сверхудобными, но и прочными и безопасными, прежде всего – из-за ужесточения требований пассивной безопасности.
В течение 30 лет шел другой важный процесс – развитие электроники и, как следствие, миниатюризация устройств. На один квадратный сантиметр стало гораздо больше элементной базы.
Придуманные еще в середине XX века электростеклоподъемники, кондиционер, подогрев сидений и многое другое были значительно усовершенствованы и объединены с современной «начинкой»: навигаторами, парктрониками, дистанционным запуском двигателя, музыкальной системой, спутниковой сигнализацией и другим.
Современный салон даже недорогого автомобиля учитывает все анатомические особенности человека.
Автомобили стали оснащаться надежными турбокомпрессорами с современным малогабаритным турбонаддувом. При меньших размерах удалось повысить эффективность сгорания топлива, сократить его расход, увеличить мощность двигателя и создать более чистый выхлоп. Дизельные моторы сегодня оснащают системами тонкой очистки выхлопа или снижения токсичности, они становятся более мощными и менее пахнущими.
На рубеже веков ушла мода на «квадратные» автомобили, на смену пришел биодизайн. Экстерьер машины приобрел более обтекаемую форму.
30 лет назад к пассивным системам безопасности, которые снижают последствия аварии, начали применять активные, снижающие долю человеческого фактора при ДТП. Появляются новая система защиты от бокового удара SIPS, травмобезопасный капот и многое другое.
В середине 1990-х годов появилась концепция платформы, суть которой заключалась в производстве нескольких моделей на базе единой платформы (сборочной рамы, на которую монтируются все узлы и детали). Старая организация производства не могла обеспечить растущий спрос, потребовался подход нового типа – гибкие сборочные предприятия.
Это позволило существенно сократить производственные затраты (путем унификации), повысить качество продукции, гибкость производства, скорость разработки и обновления модельного ряда. Сегодня уже применяются масштабируемые платформы, на которых автомобили В-класса и представительского класса могут строиться на одной платформе.
Таким образом, автомобиль стал комфортным, безопасным, разнообразным и доступным для широкого потребителя.
Как видим, почти все современные элементы автомобиля были придуманы задолго до… А те, что созданы сегодня, тоже были концептуально сформулированы гораздо раньше. Именно с этой точки зрения нужно рассматривать последние разработки автопрома, которые многим кажутся слишком футуристическими.
Тектонический сдвиг произойдет в момент массового перехода от углеводородной эры к водородным автомобилям. Этот переход является неминуемым, поскольку обусловлен высокой потребностью многих стран в диверсификации источников энергии для работы транспорта. Не говоря уже об экологических притязаниях развитых стран.
Одна из основных проблем водородного топлива заключается в его высокой стоимости. Однако нет ни одной составляющей автомобиля, перед которой не стоял тот же вопрос. Со временем он успешно решается.
Первые примеры использования водорода в качестве топлива есть даже в нашей стране. В июле 2020 года в городе Черноголовке Московской области открылась первая в России водородная заправочная станция, созданная специалистами Института проблем химической физики РАН. Она может обслуживать шесть машин в день.
Водородные топливные элементы являются более емкими, чем, например, аккумуляторы. Крупнейшие мировые компании прикладывают немало усилий для развития водородного транспорта, понимая, что за ним будущее.
Революцию автопрома приближают и разработчики беспилотных автомобилей. В начале декабря 2020 года в Китае впервые выпустили на дороги первые 25 «роботакси» – автономные беспилотные автомобили, полностью лишенные надзора на дорогах общего пользования. В Норвегии ввели в работу беспилотные снегоочистители и паромы, которые выполняют функции по простым сценариям. Поэтому нельзя сказать, что технологии беспилотного транспорта – это будущее, поскольку они уже существуют, тестируются и применяются. Вопрос только в стоимости и уровне развития искусственного интеллекта, а в их решение мир вкладывает огромные деньги.
Появляются первые концепты воздушного транспорта – аэротакси. В начале этого года Hyundai совместно с Uber презентовали концепт воздушного такси S-A1. Вместе с ним разработчики показали площадку Hub, необходимую для функционирования нового такси, с этой площадки аэротакси сможет совершать вертикальный взлет и посадку. Впоследствии в такой транспорт внедрят беспилотные технологии, которые к тому времени должны «подоспеть».
Судя по последним новостям, Hyundai Motor очень серьезно относится к таким перспективным проектам. Так, в декабре 2020 года компания заключила соглашения о покупке Boston Dynamics – американской инженерной компании, специализирующейся на робототехнике. Она стала известна своими четвероногими и двуногими роботами, способными передвигаться по вертикальным препятствиям, бегать со скоростью 4 м/с и прыгать на высоту более одного метра.
Конечно, автоконцерн интересует не форма, а содержание. Из этой сделки можно сделать вывод, что Hyundai собирается вывести на новую ступень техническую основу своего производства, поскольку робототехника является ее важнейшей частью.
10 лет назад 200 руководителей ведущих мировых автоконцернов заявили, что последующие решения в автопромышленности будут приниматься на основе стратегии городского планирования. В будущем необходимо научиться воспринимать автомобиль как решение проблемы, а не как приобретение ради приобретения. Пассажир сможет вызвать (используя различные средства связи) автомобиль или взять его напрокат.
Всего через год в Россию приходит первый оператор free-float каршеринга, начинается активное развитие рынка аренды автомобилей. Параллельно появляются новые сервисы и приложения, отвечающие потребностям автолюбителей.
Так, в 2019 году на российский рынок приходит новая услуга – подписка на автомобиль Hyundai Mobility. Это простой в использовании сервис. Достаточно скачать приложение, загрузить сканы документов (паспорт и водительские права), выбрать автомобиль – и вы получаете его на любой срок. Транспортный налог, полное страхование, сервис и круглосуточная помощь на дорогах – в придачу, это входит в стоимость подписки.
Передача машины происходит бесконтактно, клиенты забирают автомобиль с парковки дилерских центров и самостоятельно открывают его с помощью приложения. По сути, можно прямо сейчас скачать приложение и через пару дней начать пользоваться современным автомобилем в щедрой комплектации как своим собственным. Он будет в отличном состоянии или вообще абсолютно новым.
Подобные сервисы – отличная альтернатива как традиционной покупке автомобиля, так и классической краткосрочной аренде. Находясь в любой точке города, а потом и земного шара, человек с помощью приложения сможет подписаться на автомобиль и быстро начать им пользоваться. В будущем машина наверняка даже сама к нему приедет или прилетит.
Появляется продукт будущего – автомобиль-гаджет. Теперь каждый человек может не копить годами на собственную машину, а платить за нее только тогда, когда она нужна.